Диссертация посвящена исследованию межкультурной компетентности (МКК), рассматриваемой на основе Динамической модели межкультурной сенситивности (DMIS) М. Беннета, в соотношении с факторами Пятифакторной модели личности (нейротизм, экстраверсия, открытость новому опыту, согласие, добросовестность), этнонациональными установками (националистическими, патриотическими, нейтральными и негативистскими) и показателями уровня интеллектуального развития школьников и студентов. Показано, что этнонациональные установки (в особенности националистические) теснее связаны с измеряемыми шкалами МКК по сравнению с чертами личности и индивидуальности. Обосновано и эмпирически подтверждено существование четырех профилей МКК, психологическая специфика которых отражается как в соотношении ориентаций по отношению к межкультурным различиям (шкал МКК), так и в существовании между ними различий в чертах личности и индивидуальности, этнонациональных установках, уровне интеллектуального развития. На основе полученных результатов разработаны и апробированы рекомендации по гармонизации и развитию МКК с учетом психологических особенностей их реализации, внедрение которых будет способствовать повышению эффективности деятельности и общения студентов и школьников в межкультурном контексте. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут использоваться в курсах общей, социальной, возрастной, этнической, педагогической, дифференциальной психологии, психологии личности, психодиагностики