Диссертационное исследование посвящено проблемам изменения модели управления телевидением в соответствии с социокультурными трансформациями периода становления информационного общества. В работе определены основные требования к процессу управления телевидением в новом типе общества, прежние и только формирующиеся институциональные свойства телевидения и его социальные функции, изменившиеся принципы взаимодействия телевидения, аудитории и общества в целом, специфика реализации социальных функций телевидения в его символическом материале. Автором обозначены особенности телепотребления и факторы, обуславливающие фокусировку зрительского интереса на конкретном виде символического материала; разработаны критерии оценки субъектности телезрителей, описаны факторы управляющего воздействия телезрителя на телевидение в целом и на политику телеканалов в частности; установлены связи между уровнем зрительского интереса и социально-демографическими показателями. По результатам исследования предложен интеграционный подход к развитию управления телевидением как социальным институтом, учитывающий специфику формирующейся социальной среды и требования к телевизионному символическомуматериалу.