работа посвящена филологическому системному исследованию текстов авторской песни 1950-80-х с помощью разработанного метода макросемантических категориальных структур. Выявлены общие смысловые структуры, выраженные диалектическими парами «частное-всеобщее» (ЧВ-структура) и «порядок-хаос» (ПХ-структура). Вычислены средние значения данных структур в мейнстриме авторской песни. Применение разработанного метода вкупе с частотным анализом порождений и тематическим анализом позволяет рассмотреть культурные явления как динамические системы. При помощи данного комплексного подхода рассмотрены сходные массовые культурные явления (авторская песня, русский рок, позднесоветская песня). В результате анализа подтверждены некоторые, в разной степени дискуссионные утверждения (временные границы явлений, порождение русского рока из авторской песни, его переход в поп-культуру), изучены характеристики исследуемых направлений (преобладание лирических песен в рыночной поп-культуре, несовместимость авторской песни с поп-культурой, реакции явлений на социальные процессы). Также в начале 1970-х была обнаружена системная бифуркация, повлиявшая на бардовское сообщество и русский рок. С точки зрения данного кризисного периода рассмотрено творчество М.Анчарова и А.Галича. С помощью метода макросемантических категориальных структур выявлен принцип подбора сторонних стихов для песенной адаптации бардом А.Мирзаяном. Анализ научных текстов с позиции ЧВ-структур позволил выявить происхождение авторской (самодеятельной) песни как массового культурного явления из научно-технической среды.