В диссертационном исследовании рассматриваются особенности формирования профессиональных стратегий современной молодежи России, Германии, Китая. Проанализированы научные подходы к определению профессионального выбора. Выделены и классифицированы экономические, социокультурные и личностные факторы, определяющие направленность профессиональных стратегий. Автор указывает на неоднородность социальных и управленческих условий, формирующих профессиональные ориентиры молодежи РФ, КНР, ФРГ. Акцентируется внимание на разнице исследовательских подходов к сущности рынка труда. На основе сравнения государственных профориентационных моделей определены возможности и ограничения, актуальные для молодых людей, находящихся в условиях поиска работы. По результатам проведенного автором эмпирического исследования, включающего в себя анкетный опрос и интервью, выявлены сходства и различия в представлениях молодежи трех стран о значимых аспектах трудовой деятельности.