Африканские государства и Международный уголовный суд: международно-правовые аспекты взаимодействия

Актуальность темы исследования. Африканские государства сразу после обретения независимости активно включились в международное сотрудничество, в частности, в процессы разработки международных договоров по борьбе с международными преступлениями. Одним из главных итогов такой работы стало принятие договора по борьбе с преступлением, совершавшимся на африканском континенте, – Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.Активность африканских государств проявилась также в разработке и принятии Статута Международного уголовного суда (МУС). Особое отношение африканских государств к МУС нашло, в частности, отражение в принятой африканскими государствами Декларации САДК 1997 г. и Дакарской декларации о создании Международного уголовного суда 1998 г. На сегодняшний день среди 123 государств, ратифицировавших Статут, африканская региональная группа является самой большой (33 государства), и это несмотря на то, что многие ключевые положения, предложенные африканскими государствами, не нашли закрепления в Статуте. За весь период деятельности МУС, начиная с 2002 г., из 13 ситуаций, по которым проводилось и продолжает проводиться официальное расследование, 10 ситуаций касаются непосредственно африканских государств. Более того, все 28 уголовных дел, возбуждённых в МУС, касались только граждан африканских государств. По причине превалирования африканских дел в деятельности МУС, африканские государства не раз высказывали недовольство в адрес МУС и вновь обращали внимание на те их предложения, которые не нашли отражения в Статуте МУС, прежде всего: вопросы иммунитета высших должностных лиц государства; широкие полномочия Совета Безопасности ООН в условиях, когда 3 из 5 постоянных членов СБ ООН не ратифицировали Римский статут и не признают его юрисдикцию; процессуальные права обвиняемых; объективность МУС при выборе ситуаций и дел для расследования. Африканские государства также напомнили о своих неудачных попытках внесения поправок, в том числе в ст. 16 Статута МУС на конференции государств – участников Римского статута МУС в 2010 г. в г. Кампале (Уганда). Постепенно Африканский Союз стал занимать более радикальную позицию по отношению МУС, выражающуюся в открытом призыве к государствам-членам денонсировать Статут. В результате Республика Бурунди вышла из состава участников Статута, а Республика Южная Африка и Гамбия инициировали процесс денонсации. В этом контексте следует обратить внимание, что параллельно создаётся панафриканский региональный суд с уголовной юрисдикцией, предусмотренный Протоколом Малабо 2014 г. о внесении изменений в Протокол об Африканском суде справедливости и прав человека 2008 г. (далее – Протокол Малабо 2014 г.).5 Против авторитета МУС также выступает продолжающийся в Африке процесс создания и функционирования гибридных трибуналов в лице Специального суда по Центральноафриканской Республике, Специального суда по Сьерра-Леоне, Чрезвычайных африканских палат. Сказанное обусловливает актуальность всестороннего и комплексного международно-правового анализа состояния и перспективы участия африканских государств в деятельности МУС и их влияния на эффективность самого МУС как основного судебного органа по борьбе с международными преступлениями. Степень научной разработанности темы. В российской науке международного права отсутствует комплексное исследование, посвящённое международно-правовым аспектам взаимодействия между МУС и африканскими государствами. По этой проблематике имеются научные работы, в которых проанализированы отдельные аспекты международного уголовного сотрудничества. Цель настоящего диссертационного исследования заключается в определении модели взаимодействия МУС, африканских государств – участников МУС и Африканского союза, способствующей установлению доверия к деятельности МУС как беспристрастного органа международного уголовного правосудия. Объектом диссертационного исследования являются международно-правовые отношения, складывающиеся в связи с взаимодействием между африканскими государствами и Африканским союзом с одной стороны и Международным уголовным судом с другой. Предметом диссертационного исследования выступают положения Статута МУС и иных международно-правовых актов учредительного и иного характера, являющихся обязательными для государств-участников; акты африканского регионального и субрегионального уровня, в которых зафиксировано отношение африканских государств к МУС; акты африканских государств – участников Статута МУС, выступающие в качестве имплементационных механизмов их обязательств по Статуту МУС, а также практика МУС и национальных судов по привлечению к ответственности лиц за совершение международных преступлений. Научная новизна диссертационного исследования выражается прежде всего в получении новых знаний о состоянии и проблемах в деле взаимодействия между МУС, африканскими государствами – участниками Римского статута МУС и АС по осуществлению международного уголовного правосудия, а также в выявлении и обобщении соискателем ключевых аспектов, которые, по мнению африканской группы государств – членов МУС, необходимо закрепить в качестве уставных положений путём внесения поправок с целью превращения МУС в беспристрастный орган международного правосудия. Новизной следует считать также обозначение международноправовой позиции африканских государств и АС, выявленной в результате обобщения инициатив и совместных действий африканских государств на международной арене, в противовес противоречивой практике МУС по африканским делам. Элемент новизны содержится в результатах сравнительно-правового анализа учредительных актов международных уголовных судов и трибуналов, выражающейся, в частности, в фрагментарном состоянии сфер регулирования, обеспечивающих реализацию принципа комплементарности, и уточнение автором круга высших должностных лиц, на которые может распространяться юрисдикция международных уголовных учреждений. Новизной является выявление и описание автором тенденции регионализации международного уголовного правосудия с указанием положительных и отрицательных последствий для укрепления принципа неотвратимости наказания на международном уровне. К новизне следует отнести введение автором в российскую науку международного права новых международно-правовых источников, таких как Протокол Малабо 2014 г., Статут Чрезвычайных африканских палат 2013 г., Модельный закон Африканского союза об универсальной юрисдикции 2012 г. и ряд решений МУС и международных уголовных судов и трибуналов ad hoc. Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения диссертации соответствуют содержанию специальности 12.00.10 – «Международное право; Европейское право». Результаты диссертационного исследования соответствуют области исследования специальности. Личный вклад автора является определяющим и заключается в непосредственном участии на всех этапах исследования – от постановки задач и их реализации до публикации результатов диссертационного исследования в научных трудах и обсуждения на научно-практических конференциях. Положения, отражённые в диссертации, были использованы автором в учебном процессе при проведении семинарских занятий. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных документов и литературы.

Ученая степень
Кандидат юридических наук
Специальность
Международное право; Европейское право
Язык
Русский
Число страниц
264
Год
2021
Ключевые слова
африканские государства; международный уголовный суд; международно-правовые аспекты взаимодействия
Дата создания
11.07.2024
Дата изменения
11.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/dissertation/record/154069/
Поделиться

Другие диссертации