Актуальность темы исследования. Вторая половина ХХ в. ознаменовала собой начало качественно нового этапа в развитии международных экономических отношений, что, в свою очередь, способствовало выводу из внутригосударственного регулирования многих сфер экономической деятельности, имеющих трансграничный характер. Важные сферы регулирования трансграничной экономической деятельности оказались в компетенции региональных интеграционных объединений путём делегирования этих полномочий государствами- членами. На современном этапе развития участие государств в региональных объединениях как с общей компетенцией, так и с экономическим профилем рассматривается ими в качестве приоритетного внешнеполитического и внешнеэкономического направления деятельности. Для государств – членов региональных экономических интеграционных объединений актуальным является выбор оптимальных моделей и эффективных механизмов регулирования трансграничных экономических связей, а также оценка потенциала таких интеграционных объединений в решении общих для экономического развития государств вопросов. Признание значимости «региональных и субрегиональных факторов, региональной экономической интеграции и взаимодействия в области устойчивого развития»1 подтверждена в принятом в 2012 г. по итогам работы Конференции Организации Объединённых Наций по устойчивому развитию документе под названием «Будущее, которое мы хотим»2 (п. 22) и в утверждённой в 2015 г. резолюции Генеральной Ассамблеей ООН 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (п. 21). Среди успешно функционирующих региональных интеграционных объединений выделяется по некоторым параметрам созданная в 1967 г. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которой состоят в качестве членов все государства региона Юго-Восточной Азии за исключением Тимор-Лешти, а именно: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. АСЕАН выделяется среди других региональных интеграционных объединений высоким ежегодным темпом экономического роста (5,4%), что по прогнозам к 2030 г. сделает экономику АСЕАН четвертой в мире после США, Китая и Европейского Союза3. Необходимо также отметить, что благодаря достигнутым показателям экономического роста в контексте осуществления мер по Целям развития тысячелетия (ЦРТ) на период с 2000 по 2015 гг. АСЕАН удалось снизить общее количество граждан, проживающих в государствах-членах за чертой абсолютной бедности с 26% до 9%, что дает основания для признания успеха государств – членов АСЕАН в реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) (цель 1 – повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах)4. Международно-правовой анализ деятельности АСЕАН приобретает актуальность в связи с тем, что она значима исходя из двух обстоятельств: её модель не копирует модель Европейского Союза, который чаще всего выступает объектом моделирования со стороны создаваемых в других частях земного шара региональных интеграционных объединений. Во- вторых, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) может воспользоваться тем опытом АСЕАН, который связан с выбором эффективных методов и механизмов деятельности международных организаций интеграционного типа. Международно-правовой анализ системы источников и институтов международно-правового регулирования экономического сотрудничества государств в рамках АСЕАН подкрепляют инициативу Российской Федерации по формированию Большого Евразийского партнёрства, которое нашло своё отражение в Меморандуме о взаимопонимании между АСЕАН и Евразийской экономической комиссией в области экономического сотрудничества 2018 г.6 Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление новаторских подходов к развитию экономической интеграции в рамках АСЕАН, выработка рекомендаций по её развитию и совершенствованию, изучение возможности использования опыта Ассоциации другими международными организациями и интеграционными объединениями на основе комплексного анализа ключевых теоретических и практических аспектов деятельности по содействию экономическому сотрудничеству государств – членов АСЕАН. Указанная цель предопределила задачи исследования: 1) рассмотреть историю становления и развития международно- правовых основ регулирования экономического сотрудничества в рамках АСЕАН; 2) изучить и установить состояние международно-правовой базы экономического сотрудничества государств в рамках АСЕАН на современном этапе; 3) выявить прогрессивные методы, применяемые АСЕАН, по обеспечению эффективного экономического сотрудничества государств- членов; 4) изучить механизмы разрешения международных экономических споров в рамках АСЕАН; 5) исследовать практику экономического сотрудничества АСЕАН с третьими государствами, не являющимися членами АСЕАН; 6) сформулировать по результатам исследования предложения по возможному заимствованию у АСЕАН эффективных механизмов по обеспечению интенсификации процессов международно-правового обеспечения экономического сотрудничества государств в рамках других региональных экономических интеграционных объединений. Объектом исследования является совокупность публично-правовых международных отношений, возникающих в результате регулирования экономического сотрудничества государств в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Предметом исследования являются международно-правовые акты, включая акты учредительного уровня и те, которые относятся к внутренним актам, регулирующие экономическое сотрудничество государств-членов в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, и взаимоотношения АСЕАН с третьими сторонами в рамках партнёрства «АСЕАН плюс». Степень научной разработанности темы исследования. Исследования деятельности АСЕАН в целом и в экономической сфере в частности носят непоследовательный и фрагментарный характер. На диссертационном уровне следует назвать исследования, которые были посвящены отдельным аспектам функционирования АСЕАН7. В частности, диссертация М.С. Мелькина «Международно-правовой статус Ассоциации государств Юго-Восточной Азии» представляет из себя первый пример анализа международно-правового статуса АСЕАН8. Работа Нгуен Куанг Тьен «Международно-правовая защита окружающей среды в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии» посвящена международно- правовым аспектам природоохранной деятельности в рамках АСЕАН9. Вместе с тем следует отметить, что в целом исследованиям АСЕАН было уделено значительно больше внимания в рамках экономических, социологических, исторических наук10. Среди работ, выполненных по теме исследования за рубежом, можно выделить труды таких учёных, как Денис Хью Вей-Йен (Denis Hew Wei- Yen), Жак Пелькманс (Jacques Pelkmans), Майкл Г. Пламмер (Michael G. Plummer), Чиа Сию Ю (Chia Siow Yue), посвятивших свои труды исследованию истории учреждения и деятельности Экономического сообщества АСЕАН. Исследование Даниэля Чин Аун Сеа (Daniel Chin Aun Seah) нацелено на освещение вопросов соотношения норм общего международного права с региональной нормотворческой практикой в рамках АСЕАН. Чун Хун Лин (Chun Hung Lin) и Кассира Чипенсук (Kasira Cheeppensook) пытаются дать правовой анализ влияния факта принятия Устава АСЕАН на углубление интеграции между государствами Ассоциации. Мя Тхан (Mya Than) и Кэролайн Л. Гейтс (Carolyn L. Gates) исследовали последствия расширения состава членов АСЕАН. Нил Фостер (Neal Forster) и Адам Маккарти (Adam McCarty) изучили опыт вступления Вьетнама в АСЕАН. Санчита Басу Дас (Sanchita Basu Das) перечислила факторы, препятствующие учреждению Экономического сообщества АСЕАН. Эмпирическую основу исследования составили материалы правоприменительной практики, отчеты Всемирного Банка и статистические данные Международного валютного фонда об уровне экономического развития государств-членов АСЕАН. Научная новизна исследования заключается: – в заполнении в отечественной науке международного права пробела знаний о процессе становления и развития международно-правовых основ экономического сотрудничества государств в рамках АСЕАН; – в выявлении проблем юридического и организационного характера в функционировании международно-правового механизма регулирования экономического сотрудничества государств в рамках АСЕАН и в системе разрешения споров АСЕАН, а также в предложенных возможных вариантах решения этих проблем; – в получении знаний о модели международно-правового механизма регулирования экономического сотрудничества АСЕАН с государствами, не состоящими в организации.