Диссертация посвящена исследованию феномена цыганской культуры в контексте концептуального осмысления диалога культур XIX-XX вв. Целью диссертационной работы является социально-философское осмысление взаимообмена письменными (философскими, литературными – «цыганский мифотекст») и неписьменными («цыганский текст») текстами между цыганским этносом и народами России и Европы как одного из механизмов диалога культур. Особое внимание уделяется определению основных условий, этапов и механизмов диалога культур, основанных на теориях М. Бубера, М.М. Бахтина, В.С. Библера, Ю.М Лотмана; установлению роли этносоциального феномена цыган в процессе зарождения диалога культур в Европе и России и выявлению специфики коммуникаций цыган посредством уникального «цыганского текста»; выделению механизмов появления и особенностей феномена «цыганского мифотекста», определению его теоретико-методологический статуса; рассмотрению цыганской темы в произведениях европейских мыслителей; анализу особенностей создания в творчестве русского мыслителя А.С. Пушкина «цыганского мифотекста» и его воплощения в русской культуре в романтическом и реалистическом руслах с целью выявления особенностей развития диалога культур.