Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей самореализации подростков в различных видах деятельности. Исследование выполнено в рамках системного подхода, а в качестве методологической основы использована полисистемная концепция самореализации личности. В результате проведенного исследования уточнено понятие «подростковая одаренность». В ходе эмпирического исследования выявлены индивидуальные особенности личности, которые имеют различную степень детерминации самореализации подростков с разными видами одаренности. Установлено, что у одаренных подростков самореализация в разных видах деятельности отличается выраженностью отдельных составляющих данного феномена. Выявлены в психологической структуре самореализации одаренных подростков в различных видах деятельности доминирующие переменные в корреляционной плеяде. Установлены базовые признаки в особенности самореализации у подростков с разными видами одаренности, указывающие на специфичность самореализации одаренных подростков. Выявлены особенности взаимосвязи самореализации и психологических характеристик одаренных подростков в различных видах деятельности. Таким образом, выявленные закономерности самореализации одаренных подростков в разных видах деятельности послужат основой для разработки методического инструментария по развитию творческого потенциала подростков.