Диссертационное исследование посвящено вопросам комплексного исследования системы управления и повышения эффективности механизмов инклюзивного образования в России, а также разработке рекомендаций по совершенствованию его функционирования. В работе рассмотрены инклюзивное образование как комплексная проблема социальной политики и направления и механизмы повышения эффективности инклюзивного образования посредством совершенствования деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Приведены результаты комплексных социологических мониторингов деятельности ПМПК. На основании исследования разработана система управления функционированием инклюзивного образования в России, включающая в себя следующие параметры: 1) система ПМПК, состоящую из комиссий и консилиумов (ПМПК и ППк), функционирующих на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ПМПС-центров) в территориальных образованиях; 2) правовое обеспечение процесса (включающее федеральные государственные образовательные стандарты - ФГОСы); 3) мониторинг, реализующий диагностику, отслеживание и эффективность выполнения показателей. Мониторинг – центральный элемент этой системы – является механизмом, позволяющим диагностировать проблемы, осуществлять контроль, измерять динамику повышения эффективности по выделенным индикаторам или ее отсутствие, принимать управленческие решения, оптимизирующие функционирование системы ПМПК в комплексе, усовершенствовать правовую базу с целью создания оптимальных условий для взаимодействия всех элементов системы инклюзивного образования, формулировать актуальные рекомендации.