Диссертационное исследование посвящено проблеме исследования особенностей самореализации личности педагогов в контексте их духовно-нравственного самосознания. Предметом исследования явились особенности самореализации личности педагогов с разными типами духовно-нравственного самосознания. В рамках исследования конкретизируется содержание понятия духовно-нравственного самосознания, которое понимается как высший уровень самосознания и мировоззренческая основа человека, обеспечивающая внутреннюю смысловую детерминацию нравственной саморегуляции личности; установлено, что совокупность определенных когнитивно-онтологических, мотивационно-ценностных, отношенческо-поведенческих и самооценочных характеристик самосознания образует определенную типологию проявления духовно-нравственного самосознания; определено, что разные типы духовно-нравственного самосознания личности избирательно детерминируют составляющие самореализации, обеспечивая тем самым специфичность самовыражения субъектов; определено, что специфика духовно-нравственного самосознания влияет на направленность самореализации педагогов и определяет типологические особенности личностного развития, профессионального или социального. Полученные данные могут быть использованы при разработке программ психологического сопровождения педагогов с разным стажем профессиональной деятельности.