Предложены и научно обоснованы методические подходы к оптимизации лекарственной помощи потребителям антигистаминных лекарственных препаратов (ЛП) в розничных аптечных организациях (АО) Республики Башкортостан (РБ). Выявлены особенности потребительского поведения при выборе антигистаминных ЛП и трудности, возникающие у фармацевтических работников при оказании лекарственной помощи потребителям антигистаминных ЛП в АО РБ. Проведен анализ российского и территориального рынка антигистаминных ЛП, рассчитан уровень конкурентной позиции антигистаминных ЛП по действующему веществу. Выделены наиболее важные стратегические группы антигистаминных ЛП, экономически значимые для АО и пользующиеся спросом у населения. Научно обоснованы ассортиментные портфели антигистаминных ЛП для розничных АО, перечни и «потребительские корзины антигистаминных ЛП» при различных клинических проявлениях АЗ. Разработаны практические рекомендации и информационное обеспечение фармацевтических работников по принципам формирования ассортиментного портфеля и «потребительских корзин» антигистаминных ЛП.