Цель: разработка метода решения многокритериальной задачи управления гостиничным комплексом на рынке олигополии гостиничных услуг, системы продукционных правил для интеллектуализации деятельности человека-оператора гостиничного комплекса. Предложена модель рынка олигополии гостиничных услуг, учитывающая в качестве параметров предпочтения клиентов при выборе гостиничного комплекса. Разработанные модели позволяют повысить качество управления гостиничным комплексом в штатных и нештатных ситуациях, конкурентоспособность гостиницы на рынке гостиничных услуг. На модельном примере взаимодействия гостиничных комплексов на рынке дуополии показано, что в случае ненасыщенного спроса не существует гарантирующего решения, обеспечивающего заполняемость клиентами и прибыль независимо от стратегии действия другой гостиницы, что является предпосылкой для вступления в договорные отношения для согласования действия на рынке между игроками. Представлены результаты разработки программной системы учета клиентов для базы данных гостиничного комплекса и модели, описывающие загрузку номерного фонда на основе аппарата марковских цепей.