Объекты исследования: промежуточные и конечные потребители пищеварительных ферментных препаратов (ПФП); аптечные организации Омска и Омской области; фармацевтический рынок в рамках ассортимента ПФП. Цель исследования: разработка научно-методических подходов к организации фармацевтической помощи лицам с нарушениями процесса пищеварения. В процессе исследования использовались: общенаучные методы, маркетинговые методы, методы статистического анализа, методы социологического исследования. Научная новизна и основные результаты: проведены комплексные маркетинговые исследования территориального рынка ПФП г. Омска и Омской области, проведен сравнительный анализ ассортимента препаратов панкреатина, представленных на Омском фармацевтическом рынке и зарегистрированных на территории РФ. Определены лидеры продаж среди препаратов исследуемой группы в натуральном и денежном измерителях. Составлен медико-социальный портрет потребителя препаратов панкреатина. Установлено, что решающими факторами при выборе ПФП является эффективность и безопасность. На основе полученных результатов разработаны методические рекомендации по фармацевтическому консультированию населения при выборе препаратов панкреатина, включающие алгоритм консультирования клиента аптеки с учетом фармакотерапевтических и экономических аспектов применения препаратов в рамках профессиональной компетенции фармацевтических специалистов. Разработанные рекомендации внедрены в деятельность аптечных организаций в качестве методической базы для повышения эффективной фармацевтической помощи населению, а также в учебный процесс с целью расширения образовательной программы подготовки провизоров.