Цель настоящего исследования — выявить художественную аксиологию Е. Гуро как основу целостности ее художественного мира, рассмотрев основные ценности и антиценности, а также способы их выражения в тексте. Объект исследования — прижизненные издания "Шарманки" (1909) и "Осеннего сна" (1912); "Небесные верблюжата", опубликованные в 2001 году А. Мирзаевым и воспроизводящие издание 1914 года; вариант "Бедного Рыцаря", опубликованный Е. Биневичем в 1999 году и представляющий собой более полный вариант текста по сравнению с публикацией З. Эндер.Научная новизна исследования заключается в том, что впервые к творчеству Е. Гуро применяется аксиологический подход, который позволяет осмыслить все произведения Е. Гуро как единое целое. Обращение к художественной аксиологии Е. Гуро дает возможность описать авторскую картину мира, последовательно воплощенную во всех книгах Е. Гуро, и выявить метасюжет просветления мира. Кроме того, благодаря аксиологическому подходу выявленные ранее типы героев выстраиваются в целостную типологию, позволяя определить авторскую концепцию человека.