Цель: выявление специфики культуры авангарда на основе комплексного анализа эстетических и культурфилософских аспектов феномена поэтического эксперимента в творчестве представителей указанных движений. Проведен историко-культурный анализ понятия "культура авангарда"; рассмотрены различные дефиниции и интерпретации понятий "поэтический эксперимент", "звуковая", "визуальная" и "конкретная поэзия"; уточнено их содержание и предпринята попытка типологизации видов поэтического эксперимента. Предприняты системное описание поэтик итальянского футуризма и немецкого дадаизма и идиостилей их главных репрезентантов, анализ историко-культурного и философско-эстетического содержания футуризма и дадаизма, а также его соотношения со спецификой лингвопоэтического экспериментирования и сопоставление подходов к нему. Проанализированы специфика и роль поэтического эксперимента в культуре авангарда, выделены базовые характеристики и противоречия данного типа культуры и обоснована необходимость культурологического и лингвосемиотического подходов.