Цель: исследование особенностей позиционирования ЛС на российском ФР и разработка методических подходов к оценке позиций ЛС (на примере средств от мигрени). Сформирована концепция маркетинговой оценки позиционирования ЛС для фармацевтических организаций, для реализации которой разработаны методические подходы по выявлению наиболее важных параметров позиционирования ЛС для всех участников лекарственного обращения (для врачей при назначении, для провизоров в процессе продажи, для потребителей при покупке ЛС) и экспертной оценки позиций противомигренозных препаратов. С участием врачей, провизоров и потребителей проведена экспертная оценка важности параметров позиционирования ЛС (13), результаты которой могут быть рекомендованы для позиционирования любых групп ЛС. Построены матрицы позиционирования и карты восприятия ЛС для купирования приступов мигрени, выявлены группы ЛС с сильными, средними и слабыми позициями на ФР. По результатам позиционирования противомигренозных ЛС разработаны ценностные предложения по усилению их позиций на ФР Центрально-Черноземного региона России.