Разработана классификация информационной продукции и услуг, реализуемых СМИ, ориентированными на удовлетворение запросов аудитории на рынке содержания, и СМИ, ориентированными на удовлетворение запросов заказчиков на рынке внимания. Выделены факторы, определяющие свойства продукции СМИ, воздействующие на специфику рынка информации. Проведен сравнительный анализ воздействия на рынки масс-медиа Великобритании, Франции, Германии, США факторов, влияющих на характеристики информационной продукции и услуг СМИ, выявлены основные проблемы функционирования российского рынка СМИ, вызванные воздействием данных факторов. Обоснована целесообразность применения деятельности советов по саморегулированию СМИ и осведомленности потребителей информационных товаров и услуг СМИ относительно репутации СМИ в целях снижения информационной асимметрии и ограничения распространения практики оппортунистического поведения СМИ. В целях оценки роли СМИ Омской обл. в повышении уровня информированности граждан и снижении трансакционных издержек разработан алгоритм измерения информационных издержек участников рынка, алгоритм применен на практике для оценки издержек предприятий Омской обл. на получение информации.