Развиты общие методологические подходы к формированию способов стратегического планирования, используемых в системе управления учреждений высшего профессионального образования. В методологической части они развивают общую теорию организации социально-экономических систем в аспектах учета нормативных требований, вытекающих из принципов этой теории (модель НОРМ), оценки прогрессивности развития вузов на основе предложенной концепции "идеальной модели" как инструмента этой оценки, а также применения интегрального критерия эффективности и качества услуг высшего образования, оказываемых вузом, в виде нормы отдачи инвестиций в получение высшего образования (роста человеческого капитала). Подобный подход в значительной степени снимает методологические проблемы сравнения и оценки разнопрофильных вузов, а также научного обоснования при выборе приоритетных направлений их развития. Ключевой особенностью предлагаемых методов является комплексный учет интересов всех субъектов рынка услуг профессионального образования. Предложена универсальная система сбалансированных показателей как инструментальная среда стратегического планирования на базе существенно модифицированной системы Balanced Score Card.