Цель: разработка лингводидактической модели обучения учебно-научной письменной речи учащихся общеобразовательной школы и подтверждение ее эффективности. Выявлено и описано современное состояние учебно-научного общения в системе функционально-речевых разновидностей современного русского литературного языка с точки зрения школьной программы; разработана концепция обучения продуктивной письменной учебно-научной речи; определен и охарактеризован предмет педагогических усилий преподавателя русского языка; рассмотрены роль предметной интеграции и межпредметных связей как педагогического средства, а также интегрирующая роль русского языка в системе школьного образования; охарактеризован учебно-научный текст как единица обучения письменной учебно-научной речи; определен комплекс основных коммуникативных умений, необходимых для мыслительной обработки воспринимаемой научной информации с целью ее письменной фиксации.