Объект исследования: система контроля в образовательном процессе и ее отражение в педагогической науке. Цель: выявление основных детерминантов, тенденций и перспектив развития системы контроля в сфере образования и разработка теоретической основы системной организации контроля, обеспечивающей его целостность и динамическую сопряженность развивающемуся образованию. Выявлены основные тенденции и перспективы развития системы контроля в современном образовании. Разработана концепция системной организации контроля, отвечающей целям, задачам, условиям и тенденциям развивающегося образования. Выявлены ограничения, налагаемые на совершенствование системы контроля парадигмами традиционного образования, инновационного образования, развивающего образования и технологического подхода. Установлены причины ослабления системной целостности контроля в сфере образования. Теоретически обоснована необходимость перехода к предложенным нелинейным, динамическим моделям управления образовательными процессами, которые открывают новые возможности разрешения системно-структурного кризиса в области контроля.