По современным представлениям в основе ряда нервно-психических заболеваний человека (шизофрения, умственная отсталость, синдром Ретга, детский церебральный паралич, некоторые формы эпилепсии) лежат структурно-функциональные нарушения, возникающие на ранних этапах развития мозга (Graham М., et al., 1987, Reiss A.L., et al., 1993, Weinberger D.D., 1995, Alva-Moncayo E., et al., 2004). Первым клиническим проявлением таких нарушений является изменение последовательности, ритма и темпа процессов созревания основных нервно-психических функций, которое носит название психического дизонтогенеза. В зависимости от преобладающего влияния того или иного этиологического фактора различают психический дизонтогенез экзогенной, эндогенной и социальной, или депривационной природы (Вроно М.Ш., 1979, Ковалев В.В., 1981, Проселкова М.О., 1996).