Изучены личность и педагогическая деятельность учителя начальных классов. Цель: выявить пути оптимизации процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов. Установлены этапы генезиса исследований личности и педагогической деятельности учителя начальных классов. Уточнена с позиций акмеологии структура Я-концепции учителя начальных классов, включающая такие компоненты, как самопознание, самоотношение, саморегуляция, самоконтроль и образ Я. Разработана теоретическая модель профессионального самопознания. Определены критерии, показатели, уровни развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов. Выявлены психологические особенности динамики процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителей начальных классов. Обобщены результаты сравнительно-сопоставительного анализа динамики процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов. Обоснованы основные направления оптимизации процесса развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов.