Философия познания, деятельности и языка в ранней мимансе

Цель диссертационного исследования заключается в реконструкции эпистемологических, лингвофилософских и герменевтических концепций ранней карма-мимансы и репрезентации этой школы в виде философии (ритуального) действия. Миманса – одна из классических философских традиций Древней Индии, становление которой можно проследить примерно с V-I веков до н. э. В работе исследуется именно ранний период мимансы, с опорой на два первоисточника на санскрите: Миманса-сутр (Mīmāṃsā-sūtra), иначе Джаймини-сутр (Jaimini-sūtra) – основополагающий текст этой традиции и Миманса-сутра-бхашья, или Шабара-бхашья (Mīmāṃsā-sūtra-bhāṣya, Śābara-bhāṣya) – самый ранний из сохранившихся комментариев на Миманса-сутры. В качестве основных результатов работы можно отметить следующие: были переведены с санскрита на русский язык и проанализированы фрагменты Миманса-Сутр и Шабара-Бхашьи; проведен детальный историографический обзор исследований традиции мимансы; реконструирована базовая эпистемологическая доктрина сватах-праманья (svataḥ-prāmāṇya) и представлен сравнительный анализ последней с главной соперничавшей доктриной паратах-праманья (parataḥ-prāmāṇya), определен и описан характер эпистемологии мимансы с опорой на понятие «истинность» и принцип «тонкого прагматизма»; определено место лингвофилософских идей мимансы в ряду других школ индийской философии, а также описано влияние индийской грамматической традиции на учение мимансы на основе анализа понятий «слово» – шабда (śabda) и шабда-прамана (śabda-pramāṇa) – единственного инструмента познания дхармы в контексте учения мимансы, а также исследован подход к пониманию «предложения» – вакья (eka vākya) в школе миманса; проанализированы важнейшие лингвофилософские термины мимансы, т.е. бхавана (bhāvanā) и апурва (apūrva); сформулирован главный принцип интерпретации Вед в школе миманса – бхавана (bhāvanā); продемонстрирован общий онтологический подход учения мимансы, построенный на категориальной паре садхья-сиддха (sādhya-siddha), т.е. «подлежащее осуществлению – осуществленное», «процесс-результат»; проанализирован статус мимансы как философского учения, что включает в себя разъяснение таких понятий, как даршана (darśana) и анвикшики (ānvīkṣikī); проанализированы понятия карма-марга (karma-mārga) и джняна-марга (jñāna-mārga) в контексте истории индийской философии, а также осуществлена проработка категории карма (действо, действие) в мимансе и уточнен характер учения мимансы как философии действия.

Авторы
Ученая степень
Кандидат философских наук
Язык
Русский
Число страниц
201
Год
2023
Ключевые слова
миманса; индийская философия; эпистемология; герменевтика; философия языка
Цитировать
Поделиться

Другие диссертации