В диссертации проведено комплексное исследование генезиса и становления символа китайского дракона. Показано, что символ дракона находится в самых истоках духовной культуры Китая, является важной составляющей китайского мировоззрения, архетипом сознания. Своё первичное наглядное воплощение данный символ находит в мифах родового общества, затем закрепляется в магических практиках и получает дальнейшую разработку в генезисе китайской философии. В диссертации символ дракона рассмотрен в сопоставлении с важнейшими философскими категориями Древнего Китая (Дао, Инь-Ян, три начала, четыре образа, пять стихий-первоэлементов); показано, как символ дракона раскрывается в «И цзин», даосизме, конфуцианстве. На всех этапах развития китайского общества символ дракона воспроизводится с регулярной периодичностью, выводя на поверхность своё глубинное архетипическое значение: единство мировых процессов в их цикличности и переменах, целостность человека и природы. В диссертации выявлен надындивидуальный вневременной характер символа дракона, показано, как происходит его трансформация из архетипического образа в метафизический символ.