Актуальность исследуемой темы. Река Меконг (англ. ― the Mekong) занимает десятое место среди трансграничных рек мира и первое место в регионе Юго-Восточной Азии по своей протяженности1 . Бассейн реки Меконг расположен на полуострове Индокитай и охватывает территории шести государств: Китайской Народной Республики и Республики Союз Мьянма (Верхний Меконг), Королевства Таиланд, Лаосской Народно-Демократической Республики, Королевства Камбоджа и Социалистической Республики Вьетнам (Нижний Меконг). Обладая важным географическим положением и богатым биоразнообразием, река Меконг важна не только для развития различных секторов экономики, но и для обеспечения энергетической и продовольственной безопасности государств региона. Эти и другие факторы определяют необходимость создания эффективного международно-правового режима Меконга. Данный вопрос является, к сожалению, политизированным в геополитическом, социально-экономическом и экологическом аспектах. В контексте, например, использования водных ресурсов, между государствами бассейна реки Меконг часто возникали споры в результате принятия ими односторонних мер, которые были нацелены исключительно на обеспечение сугубо национальных интересов2 . В частности, Китай и Лаос строят гидротехнические сооружения, включая мегаГЭС3 , порождающие негативные трансграничные последствия для государств, расположенных ниже по течению. К настоящему моменту только государства Нижнего Меконга подписали и ратифицировали Соглашение о координации для устойчивого развития в бассейне реки Меконг 1995 г., на основе которого функционирует международный орган ― Комиссия по реке Меконг. Между этими четырьмя государствами идет процесс более интенсивного развития сотрудничества, и был принят целый ряд детализирующих сотрудничество международных актов рекомендательного характера (Навигационная стратегия 2003 г. Процедура по проверке качества воды 2011 г., Стратегия управления и развития рыболовства в бассейне реки Меконг на 2018‒2022 гг. Стратегия развития бассейна на 2021‒2030 гг. Стратегический план Комиссии по реке Меконг на 2021‒2025 гг. и др.). С одной стороны, мы видим развитие международно-правового регулирования и осознаем его плюсы (повышение эффективности сотрудничества) и минусы (например, необязательность процедуры согласования проектов ГЭС). Но, с другой стороны, государства Верхнего Меконга (Китай и Мьянма) крайне медленно включаются в процесс сотрудничества с Комиссией по реке Меконг (например, Китай подписал с Комиссией только Соглашение о предоставлении гидрологической информации о реке Меконг в течение влажного сезона (сезона наводнений) в 2002 г. (пролонгирован в 2008 и 2013 гг.)), что не дает возможности создать международно-правовой режим использования Меконга, который соблюдался бы всеми прибрежными государствами в ближайшей перспективе. Богатейшие ресурсы Меконга привлекают внимание различных специальных международных институциональных объединений (Механизм сотрудничества Ланьцанцзян-Меконг, Сотрудничество Меконг ― Ганг и др.) Следует отметить, что на территории Мьянмы сосредоточено всего 3% бассейна реки Меконг, а на территории Китая ― 21% являющихся бассейновыми государствами (США, Япония, Южная Корея и др.). С одной стороны, их деятельность приносит инвестиции и экономическую пользу государствам бассейна, но, с другой стороны, непрочная международно-правовая база сотрудничества с ними несет опасность различных злоупотреблений, в том числе чрезмерной эксплуатации, ведущей к угрозе экосистеме Меконга. Растущая деградация окружающей среды и изменение климата в бассейне лишь усиливают бедность, социальное неравенство и создают напряженность между государствами в регионе. Поэтому устойчивое развитие Меконга требует укрепления международно-правовой базы сотрудничества. Сказанное обусловливает актуальность всестороннего и комплексного международно\u0002правового анализа форм сотрудничества по совместному использованию и управлению ресурсами трансграничной реки Меконг. Степень научной разработанности темы исследования не является высокой, поскольку в целом вопрос международно-правового регулирования использования реки Меконг не был достаточно изучен в российской и вьетнамской международно-правовых доктринах. По специализации 12.00.10 «Международное право. Европейское право» отсутствуют диссертационные работы, касающиеся международно-правового статуса трансграничной реки Меконг, но можно отметить диссертации в которых анализируются связанные с этой проблемой вопросы: 1) диссертации, затрагивающие общие международно-правовые проблемы использования и управления трансграничными ресурсами (М. А. Косарева); 2) диссертации, затрагивающие международно-правовые проблемы использования и управления трансграничными водотоками (М. В. Некотенева, Э. Я. Эюбов и К. Х. Сасиев); 3) диссертации, затрагивающие международноправовые проблемы использования и управления трансграничными водотоками в отдельных регионах мира (в Центральной Азии (С. Д. Махкамбаев) и на примере Республики Таджикистан (Ф. Н. Джабборов)). В ходе диссертационного исследования были использованы научные труды российских учёных (включая ученых дореволюционного, социалистического и современного периодов), затрагивающие отдельные аспекты международно\u0002правового регулирования совместного использования и управления трансграничными водотоками. Еще в 1856 г. А. М. Наумовым было написано международно-правовое исследование трансграничной реки Шельде15 (протекает во Франции, Бельгии и Нидерландах), а в 1895 г. П. Е. Казанский опубликовал свой известнейший двухтомный научный труд «Договорные реки. Очерки истории и теории международного речного права». В советское время был опубликован ряд важных монографий по различным международно-правовым проблемам использования трансграничных рек. Так, В. Д. Логунов осветил международно-правовой режим реки Дунай, как один из успешных примеров совместного управления трансграничной рекой в мире. Б. М. Клименко в своем научном труде18 рассматривал следующие вопросы: использование международных рек в промышленности и сельском хозяйстве; права, обязанности и ответственность прибрежных государств в ходе эксплуатации международных рек; деятельность международных речных комиссий; мирное разрешение споров между прибрежными государствами. Существенный вклад в изучение обсуждаемой проблемы внесла монография Ю. Я. Баскина и Л. В. Корбут «Международно-правовой режим международных рек: история и современность», в которой рассматривались фундаментальные аспекты международно-правового режима рек в Европе, Азии, Америке и Африке, в том числе вопросы правового статуса международных рек, правового режима судоходства по международным рекам, а также охраны природной среды С целью полного и всестороннего изучения международно-правового режима трансграничной реки Меконг были изучены диссертации по другим специальностям, в том числе: по политическим аспектам международного сотрудничества в сфере использования чистой воды (Ю. С. Куденеева), по изучению состояния дельты реки Меконг (Фунг Тхай Зыог), по дамбам в дельте реки Меконг (Тхай Тхи Ким Тьи), по экономическому сотрудничеству в Большом Меконге (Хоанг Вьет Ханг). Во Вьетнаме пока не были защищены диссертации по международно-правовым аспектам регулирования использования Меконга, но появились диссертации по другим специальностям, а именно: по гидролигическим данным в дельте Меконга (Данг Хоанг Тхань), по устойчивому развитию рыболовства в дельте Меконг (Лам Ван Ман) , по проблемам проживания в дельте Меконга в период разлива (Ле Нгок Кан). Следует отметить, что, несмотря на наличие большого объема научных исследований по трансграничным водотокам в целом, в российской и вьетнамской доктрине отсутствует комплексное исследование международно-правового регулирования использования реки Меконг (особенно в контексте защиты прав уязвимых групп населения, регионального сотрудничества в области устойчивого развития и справедливого распределения водных ресурсов в субрегионе Большого Меконга), и настоящее диссертационное исследование призвано восполнить данный пробел. Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по повышению эффективности международно-правового регулирования использования реки Меконг прибрежными государствами на основании анализа соответствующих международно-правовых норм, национальных политик, стратегий и законодательств по использованию реки Меконг. Для достижения поставленной цели требуется решить ряд научных задач, в числе которых: исследование генезиса сотрудничества между прибрежными государствами по совместному использованию трансграничной реки Меконг; анализ международно-правовых актов, регулирующих использование реки Меконг; анализ национальной водной политики и законодательства КНР в отношении использования реки Меконг в контексте ее совместного использования; выявление проблемы взаимовлияния экологических и экономических международно-правовых аспектов при использовании реки Меконг; рассмотрение международно-правовых основ регулирования строительства гидротехнических сооружений на реке Меконг; пунктов в затопленных районах дельты Меконга до 2020 года в целях устойчивого развития) анализ защиты прав уязвимых групп населения (этнических групп, крестьян, женщин, детей) при использовании реки Меконг в условиях изменения климата в бассейне реки; изучение институционального международно-правового сотрудничества с внебассейновыми государствами в сфере регулирования использования реки Меконг; выработка рекомендаций по совершенствованию международно-правовых основ сотрудничества в Комиссии по реке Меконг. Объектом диссертационного исследования являются международно-правовые отношения, возникающие между субъектами международного права, в сфере регулирования использования трансграничной реки Меконг. Предмет исследования составляют: международные договоры, регулирующие отношения прибрежных государств по использованию реки Меконг; акты «мягкого» права, принятые Комиссией по реке Меконг; международная и национальная правоприменительная практика; доктрина в сфере регулирования использования трансграничной реки Меконг. Диссертационная работа написана с использованием различных научных методов, а именно: общенаучных методов, специальных методов и частных методов юридической науки. В числе использованных методов: диалектический метод научного познания как основной философско-мировоззренческий метод исследования. Применение данного метода позволяет диссертанту всесторонне изучать международно-правовое регулирование совместного использования реки Меконг в качестве международно\u0002правового явления; общенаучные методы исследования: методы ― приемы формальной логики, такие как анализ, синтез, аналогия, логический метод, историко-правовой метод, а также системный подход. С помощью методов анализа и синтеза было системно и глубоко изучено международно-правовое регулирование использования реки Меконг. С помощью метода сравнения были выделены сходства и различия между международно-правовыми режимами реки Меконг и других трансграничных водотоков. Системный подход позволяет изучать регулирование совместного использования трансграничной реки Меконг как взаимосвязанной системы. В частности, в систему входят исторический, географический и правовой аспекты режима реки Меконг, генезис сотрудничества прибрежных государств по поводу укрепления справедливого использования и эксплуатации реки, правовые основы и рамки, механизмы наблюдения и контроля в рамках международных учреждений и т. д. Историко-правовой метод был применен для изучения генезиса сотрудничества и развития институционального механизма, касающегося регулирования совместного использования реки Меконг, на основании чего были предложены рекомендации по разрешению разногласий и укреплению сотрудничества между прибрежными государствами; специальные методы юридической науки. С помощью широкого применения сравнительно-правового метода исследования удалось рассматривать и сопоставлять разные механизмы, инициативы и программы регулирования совместного использования трансграничного водотока. Более того, исходя из сложного международно-правового характера темы исследования, сравнительный метод был широко использован для сопоставления международно-правовых норм и принципов глобального и регионального характера, двухсторонних соглашений и односторонних актов государств, а также национальных политик в отношении совместного использования и управления трансграничными водными ресурсами реки Меконг. Примененные методы исследования позволили автору проанализировать исторический и эколого-географический аспекты международно-правового режима реки Меконг, выявить пробелы и недостатки международно-правового режима реки. Более того, диахронное сравнение позволяет изучать генезис и тенденцию укрепления доверия между прибрежными государствами путем рассмотрения международно-правовых основ водного сотрудничества. Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составили следующие международно-правовые акты: Устав ООН 1945 г.; Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г.; Устав АСЕАН 2007 г.; Соглашение о сотрудничестве по устойчивому развитию в бассейне реки Меконг 1995 г., Соглашение о предоставлении гидрологической информации о реке Меконг в течение влажного сезона (сезона наводнений) 2002 г. (пролонгирован в 2008 и 2013 гг.)); Соглашение о регулярном обмене круглогодичными гидрологическими данными в сезон наводнения 2020 г.; акты, принятые Комиссией по реке Меконг (Процедура обмена и предоставления данных и информации 2001 г.; Навигационная стратегия 2003 г., Процедура мониторинга водопользования 2003 г.; Процедура по проверке качества воды 2011 г., Стратегия управления и развития рыболовства в бассейне реки Меконг на 2018‒2022 гг. и др.). Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды советских и российских юристов-международников, занимающихся различными аспектами международного публичного права: А. Х. Абашидзе, Д. Г. Бартенева, Ю. Я. Баскина, Д. К. Бекяшева, Д. С. Боклан, Р. М. Валеева, А. Н. Вылегжанина, Е. Е. Гуляевой, А. А. Данельяна, А. С. Исполинова, П. Е. Казанского, Н. В. Кичигина, Б. М. Клименко, А. В. Кодоловой, М. Н. Копылова, Л. В. Корбут, В. Д. Логунова, А. М. Наумова, Н. Г. Рогожиной, Д. О. Сивакова, Н. Н. Соколовой, А. М. Солнцева, Э. С. Теймурова, М. Л. Энтина, А. Ю. Ястребовой и др. Значительную роль в процессе исследования сыграли также научные труды вьетнамских ученых по международному публичному праву (Ле Май Ань, Нгуен Хонг Тхао, Нгуен Тхи Тхуан, Нгуен Чунг Туан, Хоанг Ли Ань, Хоанг Фыок Хиеп и т. д.) и других зарубежных юристов-международников (Е. Баран (E. Baran), И. Корнфельд (I. Kornfeld), И. С. Кэмпбелл (I. C. Campbell), Т. Мьинт (T. Myint), Т. Менникен (T. Menniken), А. Рьё-Кларк (A. Rieu-Clarke), и др.). Научная новизна по исследуемой проблеме выражается в получении новых знаний о состоянии и проблемах сотрудничества между прибрежными государствами Нижнего и Верхнего Меконга, Комиссией по реке Меконг, небассейновыми государствами-донорами и другими заинтересованными участниками взаимодействия по выработке всеобъемлющего международно-правового регулирования совместного использования трансграничной реки Меконг. Новизной следует считать также выявление и систематизацию подходов государств Верхнего и Нижнего Меконга применительно к международно\u0002правовому регулированию использования ресурсов реки Меконг. Элемент новизны содержится в выявлении и классификации международно-правовых источников, формирующих международно-правовой режим использования реки Меконг. Элементом новизны исследования следует считать предложения по устранению существующих недостатков и пробелов в международно-правовом регулировании деятельности Комиссии по реке Меконг. К новизне относится также введение автором в российскую науку международного права новых международно-правовых источников, а именно Соглашения по сотрудничеству в сфере устойчивого развития бассейна реки Меконг 1995 г. и связанных с ним других международно-правовых актов. Научная новизна исследования нашла отражение в следующих положениях и выводах, выносимых на защиту. 1. Разработана периодизация развития международно-правового режима использования реки Меконг в рамках четырех этапов, что позволило автору определить предпосылки формирования сотрудничества, обозначить перспективы укрепления доверия и сотрудничества между прибрежными государствами бассейна, а также проследить качественное изменение институционального сотрудничества. 2. На правоприменительном уровне выявлены проблемы системного характера в Соглашении 1995 г. и актах Комиссии по реке Меконг, снижающие эффективность сотрудничества, а именно: отсутствие указания на конкретное юридическое содержание терминов «разумное и справедливое использование» и «значительное влияние проекта» для целей контроля эксплуатации; слишком короткий срок для согласования проектов ГЭС; рекомендательный характер процедуры ОВОС; слабость механизма мониторинга качества воды; отсутствие регулирования использования подземных вод; недостаточный объем обмена гидрологическими данными и информацией. 3. Показано, что отсутствие единства в позициях государств бассейна препятствует присоединению государств Верхнего Меконга к Соглашению 1995 г. и в целом ведению переговоров о повышении эффективности сотрудничества. 4. Доказано, что генезис международно-правовой позиции Китая (государства, на территории которого расположен исток Меконга) демонстрирует переход от неучастия в сотрудничестве вообще к сотрудничеству исключительно в двухстороннем формате (принцип «одно государство ― одно соглашение»), а теперь и к заключению многосторонних обязательных и рекомендательных актов и созданию международной многосторонней формы институционального сотрудничества («платформа Ланьцанцзян-Меконг»), что может способствовать установлению единообразного международно-правового регулирования использования реки Меконг в ближайшей перспективе. 5. Установлено, что деятельность механизма разрешения споров между государствами бассейна реки Меконг в соответствии с Соглашением 1995 г. в настоящее время неэффективна, не отвечает международно-правовым требованиям по обеспечению доступа к информации и правосудию, что позволяет сделать вывод о необходимости создания в рамках Комиссии по реке Меконг процедуры рассмотрения индивидуальных, коллективных и межгосударственных жалоб государств. 6. Выявлено, что население, проживающее вдоль реки Меконг, одновременно уязвимо по разным критериям, что влечет за собой необходимость укрепления правозащитного сотрудничества в субрегионе для устранения негативных трансграничных воздействий, которые частично или полностью ограничивают права таких уязвимых групп населения (этнические группы, крестьяне, женщины, дети), а также принятия соответствующих мер для защиты, поощрения и обеспечения их прав. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в систематизации и дополнении научных знаний в области сотрудничества прибрежных государств в отношении регулирования использования, управления, сохранения и устойчивого развития бассейна трансграничной реки Меконг. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем для теоретических международно-правовых разработок, в частности касающихся регионального и бассейнового подхода к разрешению разногласий между прибрежными государствами с учётом особенностей соответствующего района мира. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, сделанные выводы, обобщения и выдвинутые предложения могут быть учтены и использованы при разработке новых или пересмотре (изменении, дополнении, корректировке) международно-правовых соглашений, а также государственными внешнеполитическими органами при осуществлении политики в области использования, управления, сохранения и развития трансграничных водных ресурсов. Выделение, признание и реализация обязанностей прибрежных государств и иных участников по справедливому, разумному и устойчивому использованию бассейна реки Меконг в соответствии с нормами и принципами международного экологического права и региональными особенностями может содействовать социально-экономическому развитию, экологической стабильности, улучшению условий жизни, а также защите экологических прав человека. В частности, результаты и выводы исследования могут быть применены в деятельности международных организаций, в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе при преподавании курсов «Международное экологическое право», «Экологические права человека». Степень достоверности результатов исследования. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты подтверждаются многообразием применяемых методов и приемов исследования, глубоким изучением научных российских и иностранных трудов, международно-правовых документов и решений различных региональных организаций и учреждений и других значимых для данного исследования документов. Апробация результатов диссертационного исследования. Настоящее исследование подготовлено и обсуждено на кафедре международного права юридического института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов». Основные положения и выводы, полученные в ходе исследования, были отражены в 9 научных публикациях, из которых 1 публикация ― в издании, индексируемом в международной базе данных Scopus / Web of Science, 2 публикации ― в изданиях, рецензируемых ВАК, а также при написании раздела в коллективной монографии «Азиатско-Тихоокеанский регион и международное право / под ред. профессора А. Х. Абашидзе, доцента А. М. Солнцева. М., 2021». Основные положения диссертационного исследования отражены также в выступлениях диссертанта на международных конференциях, в частности на международной научной конференции «Право ― явление цивилизации и культуры» (27‒28 марта 2020 г., РУДН, Москва), международной научно\u0002практической конференции «Современный мир и право: 75 лет ООН» (25 сентября 2020 г., БашГУ, Уфа), ежегодной международной научно-практической конференции «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики ― 2020» (23 октября 2020 г., ЮФУ, Ростов-на-Дону), международной научно-практической конференции «75 лет ООН: вклад в обеспечение мира, верховенство права и устойчивое развитие» (30 октября 2020 г., ЕНУ, Казахстан), а также использованы в ходе проведения диссертантом семинарских занятий по курсам «Экологические права человека», «Международное экологическое право». Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения диссертации соответствуют содержанию специальности 12.00.10 ― «Международное право; Европейское право». Результаты диссертационного исследования соответствуют области исследования специальности. Личный вклад автора является определяющим и заключается в непосредственном участии на всех этапах исследования ― от постановки задач и их реализации до публикации результатов диссертационного исследования в научных изданиях и обсуждения на научно-практических конференциях. Положения, отражённые в диссертации, были использованы автором в учебном процессе при проведении семинарских занятий. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка сокращений и условных обозначений и списка использованных документов и литературы.