Статья посвящена проблеме развития социально-личностных компетенций будущих специалистов сферы образования. Рассматриваются проблемные вопросы влияния содержания и форм организации системы профессиональной подготовки будущих психологов и педагогов. На основе анализа теоретических моделей эмоционального интеллекта и копинга обосновывается их связь, актуализирующая задачу развития эмоционального интеллекта студентов психолого-педагогических специальностей как личностного ресурса совладания с трудными ситуациями в повседневной жизнедеятельности и профессиональной сфере активности. Подчеркивается роль и необходимость мониторинга уровня развития эмоционального интеллекта как ценной социально-личностной компетенции будущих специалистов сферы образования.Представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению динамики развития эмоционального интеллекта и доминирующих копинг-стратегий на выборке студентов за период с первого по четвертый курсы обучения. Приведены значимые на статистическом уровне различия уровней развития структурных компонентов эмоционального интеллекта и ведущих копинг-стратегий у будущих специалистов сферы образования, произошедших за время их обучения в бакалавриате. Проанализированы и проинтерпретированы результаты процедуры множественной регрессии, где предикторами выступают структурные компоненты эмоционального интеллекта, а зависимыми переменными - копинг-стратегии будущих психологов и педагогов, обучающихся на первой ступени высшего профессионального образования
The article is devoted to the problem of development of social and personal competencies of future specialists in the field of education. The problematic issues of the influence of the content and forms of organization of the system of professional training of future psychologists and teachers are considered. Based on the analysis of theoretical models of emotional intelligence and coping, their connection is substantiated, which actualizes the task of developing the emotional intelligence of students of psychological and pedagogical specialties as a personal resource for coping with difficult situations in everyday life and professional activity. The role and necessity of monitoring the level of development of emotional intelligence as a valuable social and personal competence of future specialists in the field of education is emphasized. The results of a stating experiment to identify the dynamics of emotional intelligence development and dominant coping strategies on a sample of students for the period from the first to the fourth year of study are presented. The statistically significant differences in the levels of development of the structural components of emotional intelligence and leading coping strategies among future specialists in the field of education, which occurred during their undergraduate studies, are presented. The results of the multiple regression procedure are analyzed and interpreted, where the structural components of emotional intelligence act as predictors, and the coping strategies of future psychologists and teachers studying at the first stage of higher professional education are the dependent variables.