Классическое разделение наук на: науки о природе и науки о духе сегодня, в частности под влиянием постнеклассической научной рациональности, преодолевается и превращается в методологический синтез, в основании которого лежит математический анализ, и главным образом, математическая статистика. В рамках этой современной методологии, имеют место быть как машинные алгоритмы, так и интерпретации субъекта-исследователя, объединение качественного и количественного анализа, а вместо оппозиции детерминизм-случайность на первое место выходит понимание детерминированной вероятности1. На сегодняшний день самым главным и ярким воплощением такой методологической установки является использование цифровых технологий (Digital technology), иначе цифровизация, что распространяется на многие сферы жизни человека, и на сферу науки, в частности. Что касается области гуманитарного знания, то здесь цифровые технологии давно уже пользуются спросом. Особую актуальность эта методология получает при работе с текстовыми источниками: обработка информации, редакция, реконструкция как грамматическая, так и смысловая, определение авторства текста и т.д. Индология как наука, включающая в себя комплексные исследования философских и иных мировоззренческих текстов Древней и Средневековой Индии пока совсем скромно реализовывает, а где-то и не реализовывает вовсе потенциал цифровых технологий. Таким образом, нами представляется актуальным и важным формирование проекта Цифровой Индологии (Digital Indology), реализующего свои историко-философские цели и задачи, основываясь на современной цифровой методологии. В докладе будут обозначены главные тенденции формирования Цифровой Индологии, сильные стороны проекта, а также возможные слабые стороны, выражаемые в скрытых опасностях и угрозах увлечением цифровизацией как впадением в предельную дискретность и алгоритмичность.
The classical division of sciences into: the Natural Sciences and the Spiritual Sciences today, in particular under the influence of post-non-classical scientific rationality, is being overcome and transformed into a methodological synthesis based on mathematical analysis, and mainly mathematical statistics. There are both machine algorithms and interpretations of the subject-researcher, combining qualitative and quantitative analysis in this modern methodology, and instead of the opposition determinism-randomness, the understanding of deterministic probability1 comes to the fore. Today the most important embodiment of such a methodological position is the use of digital technologies, otherwise digitalization, which applies to many areas of human life, and to the field of science in particular. As for the field of humanitarian knowledge, digital technologies have long been in demand here. This methodology is very relevant and important in the process of working with text sources: information processing, editing, reconstruction, both grammatical and semantic, determining the authorship of the text, etc. Indology as a science, which includes complex studies of philosophical and other classical texts of Ancient and Medieval India, is still quite modestly realizing, and somewhere it does not realize the potential of digital technologies at all. Thus, we consider it relevant and important to form the Digital Indology project, which accomplishes its historical and philosophical goals and objectives, based on modern digital methodology. The presentation will outline the main trends in the formation of Digital Indology, the strengths of the project, as well as possible weaknesses, expressed in hidden dangers and threats of digitalization as a fall into extreme discreteness and algorithmicity.