На материалах русской литературной классики и литературной критики сделана попытка понять духовный раскол в русской культуре, условно систематизировав виды духовности по принципу «своё - чужое». Духовности традиционно православной, признающей небесное как Божью Истину, противопоставлены как антиномии земные духовности: светская, западная, религиозная, по нашей терминологии. В светской духовности в русской культуре к середине XIX века доминирующие позиции в обществе заняла радикальная западная социальная духовность, признавшая революцию единственным средством борьбы с бедами России. Этот вид духовности в литературной критике стал антиномией православной русской литературе. В итоге это и привело к духовному расколу всей русской культуры.
Based on the materials of Russian literary classics and literary criticism attempt has been made to comprehend the spiritual split in Russian. Traditionally Orthodox spirituality opposing as antinomy to earthly spirituality: secular or Western religious, in our terminology. In the secular spirituality of the Russian culture radical Western social spirituality occupied a dominant position in society in the middle of the 19th century, thus recognizing the revolution as the only means of combating misfortunes in Russia. This kind of spirituality in literary criticism became the antinomy of Orthodox Russian literature. As a result, this led to the spiritual split of the entire Russian culture.