В статье рассматриваются подходы к оценке логопедических занятий для восстановления пациентов, страдающих грубой афазией, в том числе после инсульта. Методология исследований была основана на литературных данных, которые отмечают различия между пациентами мужского и женского пола при терапии заболеваний сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, терапии рака и заболеваний печени, в области фармакотерапии и т.д. По мнению ученых, подход к лечению, базирующийся на гендерных различиях, будет способствовать более эффективному лечению. Целью исследования явилась разработка методологических подходов к оценке эффективности логопедических занятий с группами пациентов, проходящих реабилитацию после острого нарушения мозгового кровообращения, на основе гендерных различий. В работе представлены данные по разработке критериев оценки эффективности логопедических занятий, включающие мотивацию пациентов к занятию, эффективность выполнения заданий и полученный от занятий результат, у групп пациентов мужского и женского пола. Предложена упрощенная оценочная шкала от 1 до 4 баллов. Согласно разработанным критериям проведен анализ эффективности логопедических занятий у пациентов мужского и женского пола с грубой моторной афазией, отобранных методом случайной выборки. С помощью расчета средних баллов (оценочных коэффициентов) и t-критерия Стьюдента выявлены различия в эффективности занятий на основании гендерного признака. Среди случайно выбранных пациентов разных полов обнаружено, что у лиц женского пола мотивация к занятиям и полученный результат выше, чем у мужчин. Однако эффективность выполнения заданий различается незначительно.
The article discusses approaches to the evaluation of speech therapy sessions for the recovery of patients suffering from gross aphasia, including those after a stroke. The research methodology was based on literature data, which note the differences between male and female patients in the treatment of diseases of the cardiovascular and musculoskeletal systems, the treatment of cancer and liver diseases, in the field of pharmacotherapy, etc. According to scientists, a gender-based approach to treatment will lead to more effective treatment. The aim of the study was to develop methodological approaches to assessing the effectiveness of speech therapy sessions with groups of patients undergoing rehabilitation after acute cerebrovascular accident, based on gender differences. The paper presents data on the development of criteria for evaluating the effectiveness of speech therapy classes, including the motivation of patients to practice, the effectiveness of completing tasks, and the result obtained from classes in groups of male and female patients. A simplified rating scale from 1 to 4 points is proposed. According to the developed criteria, we analyzed the effectiveness of speech therapy classes in male and female patients with gross motor aphasia, selected by random sampling. Using the calculation of average scores (estimated coefficients) and Student's t-test, differences in the effectiveness of classes based on gender were revealed. Among randomly selected patients of different sexes, it was found that females have higher motivation to exercise and the result obtained is higher than males. However, the performance of tasks differs slightly.