В последние десятилетия развитие таких отраслей, как IT, финансовая индустрия, консалтинговые услуги, и развитие других профессиональных услуг привело к расширению класса так называемых «белых воротничков», занятых на работах в офисах. Возникла потребность в строительстве крупных офисных центров, как за городом в транспортной доступности, так и в черте города. Компании заинтересованы в комфортной офисной среде, которая обеспечит их эффективное функционирование, без перерасходов человеческих и экономических ресурсов, поэтому офисные центры с комфортабельно организованной средой в последние годы пользуются спросом как для расширения штата сотрудников компании, так и в качестве инвестиционных решений. Цель статьи - предоставление результатов исследования организации социальных коммуникаций в архитектуре крупных офисных центров (класса А). В рамках исследования в статье проанализированы особенности общей функционально-планировочной организации офисного центра, а также факторы влияния на особенности градостроительного размещения и формирования архитектурно-планировочной структуры офисных зданий. В результирующей части исследования определены основные группы помещений и пространств офисных центров, а также основные помещения и пространства офисных центров, обеспечивающие организацию социальных коммуникаций. В статье показаны особенности и приемы градостроительной организации офисных центров в аспекте внешних социальных коммуникаций и архитектурно-планировочные решения организации внутренних социальных коммуникаций офисных центров. Как показали результаты исследования, в России реализована концепция адхократического управления, которая корректируется в соответствии с требованиями времени и развития рынка, поддерживается в интерьерах офисов столь же гибким планированием открытых пространств, которые могут меняться без значительных дополнительных капиталовложений в соответствии с потребностями корпорации. С другой стороны, «закрытые» помещения частично перестали быть универсальными, их проектируют и оборудуют в соответствии с заданными функциями (переговорные комнаты, мультимедийные комнаты, телефонные кабины)
In recent decades, the development of such industries as IT, the financial sector, consulting, and other professional services has led to an expansion of the so-called white-collar class employed in office jobs. There was a need to construct large office centers, both within and outside cities with transport accessibility. Companies are interested in comfortable office environments that ensure their efficient functioning, without overspending human and economic resources. Thus, office centers with comfortably organized environments have been in high demand in recent years both for expanding the staff and as investment solutions. The article’s purpose is to present the results of the study on the organization of social communications in the architecture of large office centers (class A). As part of the study, the article analyzes the features of the general functional and planning organization of an office center, as well as the factors influencing the features of urban placement and the formation of the architectural and planning structure of office buildings. The resulting part of the study identifies the main groups of premises and spaces of office centers, as well as the main premises and spaces of office centers that provide for the organization of social communications. The article shows the features and techniques of the urban planning organization of office centers in terms of external social communications and architectural and planning solutions for the organization of internal social communications of office centers. As the results of the study showed, the concept of adhocracy management has been implemented in Russia. It is adjusted in accordance with the requirements of the time and market development and supported in office interiors by equally flexible planning of open spaces, which can change without significant additional investment in accordance with the needs of a corporation. On the other hand, closed premises have partially ceased to be universal. They are designed and equipped in accordance with the specified functions (meeting rooms, multimedia rooms, telephone booths).