Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в представления о состоянии и функционировании системы современного здравоохранения многих стран. Вопросы соотношения рационализации и коммерциализации медицинской сферы, с одной стороны, и требований бескорыстной помощи и морального отклика от врачей, с другой, стали не просто предметом общественных дискуссий, а настоящим вызовом медицинскому сообществу. В особой ситуации оказались студенты медицинских специальностей, ощутив перекрестное воздействие двух причинных комплексов: трансформации в образовательном процессе и тяжелой ноши социальной и личной ответственности при мобилизации медицинской сферы. Статья посвящена ряду проблем: реакции на экстренную мобилизацию для борьбы с COVID-19; применению новых технологий в медицинском образовании и клинической практике; трансформации смыслов профессиональной роли врача у студентов-медиков; нравственной стороне профессии и субъективным смыслам, вкладываемым в профессию; воздействию религиозного фактора и востребованности волонтерской деятельности студентов-медиков. Работа основана на данных социологического исследования смешанного дизайна: репрезентативный опрос студентов медицинских факультетов Казани и Москвы (N = 2084), 12 экспертных интервью с ординаторами, преподавателями и врачами, две фокус-группы со студентами-медиками, февраль-май 2022 г. Во время пандемии стала очевидной неприемлемость удаленных методов обучения для медицинского образования, поскольку оно связано с обучением в клинических условиях. Студентам и преподавателям пришлось адаптироваться к экстренному внедрению дистанционного обучения и методов лечения, использованию цифровых форм и инструментов. Студенты-медики оказались в сложной ситуации смещения традиционных смыслов профессии врача: пандемия породила неоднозначность выбора между нравственными задачами и рациональной выгодой; акцентировала недостатки и выгоды цифрового образования; высветила неспособность коммерциализированной медицины справляться с вызовами пандемии. Опыт участия студентов в волонтерском движении «Волонтеры-медики» стал востребованным в работе с ковид-пациентами. Предварительный практический опыт оказания медицинской помощи выявлен как основной параметр позитивного отклика на призыв к работе «красных зон». У студентов-медиков зафиксировано полярное отношение к экстренной мобилизации для борьбы с COVID-19. Сложная эпидемиологическая ситуация обусловила повышение престижа медицинской профессии, но в то же время обострила ее морально-нравственную нагруженность, в том числе повысила требовательность пациентов к эмоциональной включенности медиков.
The COVID-19 pandemic has made significant adjustments to the understanding of the state and functioning of modern healthcare system in many countries of the world. The issues of the correlation between rationalization and commercialization of the medical sphere on the one hand and the requirements of selfless help and moral response from doctors on the other hand have become not just a matter of public debate, but a real challenge to the medical community. Students of medical specialties found themselves in a special situation. They got under the pressure of two causal complexes, namely, transformations in the educational process and the heavy burden of social and personal responsibility in the mobilization of the medical sphere. The paper focuses on the analysis of the following issues: reactions to emergency mobilization to combat COVID-19; acceptance of new technologies in medical education and clinical practice; transformation of the meanings of the professional role of a doctor among medical students; the moral side of the profession and subjective meanings of medical profession; the impact of the religious factor and demand for volunteer activities of medical students. A sociological study of mixed design was conducted in February-May 2022 and included the representative survey of students of medical faculties of Kazan and Moscow (N = 2084), 12 expert interviews with residents, teachers, and doctors, and 2 focus groups with medical students. The pandemic has demonstrated an unsatisfactory degree of acceptability of remote teaching methods for medical specialties. Medical education has traditionally been associated with training in a clinical setting. Students and teachers had to adapt to the urgent introduction of distance learning and treatment, including the use of digital forms and tools. Medical students found themselves in a difficult situation of changing the traditional meanings of the medical profession. The pandemic redefined the status and meanings of medical profession, giving rise to the ambiguity of the choice between moral tasks and rational benefit; emphasized the disadvantages and benefits of digital education; highlighted the inability of commercialized medicine to cope with the challenges of the pandemic. The experience of participating in the medical volunteer movement has become popular in dealing with covid patients. Preliminary practical experience of providing medical care has been identified as the main parameter of positive response to the call and participation in the work of «red zones». Medical students have a polarized attitude to emergency mobilization to combat COVID-19. The complex epidemiological situation has had an impact on the prestige of the medical profession, but at the same time, it has exacerbated its moral burden including the increased demands of patients for emotional involvement of doctors.