В объятьях картонных богов: о магии имен, силе слов и фетишизме символического в социальной жизни. Часть II

В статье предметом рассмотрения становится феномен символического фетишизма как одно из закономерных проявлений и последствий процесса социального конструирования реальности. Автор исследует логику и механизмы автономизации символических систем в обществе, оборачивающейся, среди прочего, их «гипостазированием» (и реификацией) в индивидуальном и коллективном сознании как специфических сущностей. В фокусе внимания при этом оказываются три интерпретации символического и его бытований в социальной жизни, представленные в трудах П. А. Сорокина, П. Бурдьё и Ж. Бодрийяра. В первой части статьи анализу подвергаются основные положения сорокинской концепции «проводников интеракции» (в частности, идея о фетишизации разных типов проводников и их рикошетном воздействии на использующих их индивидов). Во второй части очерка аналитически реконструируются бурдьеанская трактовка «власти номинации» и бодрийяровская теория гиперреальности (или знаковой вселенной) общества потребления. В каждой из упомянутых концепций фиксируется и иллюстрируется принудительный характер символических структур общества, его знаковых образов и материализованных артефактов, оказывающих мощное влияние на человеческое мышление и поведение.

In the article, the subject of consideration is the phenomenon of symbolic fetishism as one of the natural manifestations and consequences of the process of the social construction of reality. The author explores the logic and mechanisms of the autonomization of symbolic systems in society, which turns, among other things, into their “hypostatization” (and reification) in the individual and collective consciousness as specific entities. At the same time, the focus is on three interpretations of the symbolic and its existence in social life, presented in the works of P. A. Sorokin, P. Bourdieu and J. Baudrillard. In the first part of the article, the main provisions of Sorokin’s concept of “interaction conductors” are analyzed (in particular, the idea of fetishization of different types of conductors and their rebound effect on individuals using them). In the second part of the essay, Bourdian’s interpretation of the “power of nomination” and Baudrillard’s theory of hyperreality (or sign universe) of the consumer society are analytically reconstructed. In each of the above concepts, the coercive nature of the symbolic structures of society, its iconic images and materialized artifacts, which have a powerful influence on human thinking and behavior, is fixed and illustrated.

Авторы
Издательство
Открытое акционерное общество Всероссийский центр изучения общественного мнения
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
3-25
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Институт социологии ФНИСЦ РАН
Ключевые слова
fetishization of symbols; alienation; symbol; sign; language; conductors of interaction; power of nomination; symbolic capital; consumer society; simulacra; signified/signifier; P. A. Sorokin; P. Bourdieu; J. Baudrillard; фетишизация символического; отчуждение; символ; знак; язык; проводники взаимодействия; власть номинации; символический капитал; общество потребления; симулякр; означаемое/означающее; П. А. Сорокин; П. Бурдьё; Ж. Бодрийяр
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/98802/
Поделиться

Другие записи

Подвойский Д.Г.
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Открытое акционерное общество Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2022. С. 3-20