Коммуникативные способности у представителей разных профессий

Коммуникативные способности отображают совокупность компетенций или умений, которые являются необходимыми для гармоничного формирования и развития личности человека, начиная с раннего детства. Наличие хорошо развитых коммуникативных способностей предполагает, что у человека имеется склонность к стратегическому и тактическому мышлению, способствующие определению предстоящего характера общения и определенных методов, необходимых для достижения максимально конструктивного результата. В рамках комплексного подхода рассмотрения способностей выделяются когнитивный, эмоциональный, самооценочный, коммуникативно-деятельностный компоненты коммуникативных способностей. Данные компоненты находятся в тесной связи, и взаимодействуя, образуют коммуникативные способности. Профессиональная коммуникация, обеспечивает установление и развитие межличностных и межгрупповых контактов в соответствии с потребностями профессиональной деятельности. Профессиональное общение обусловлено спецификой профессиональной деятельности, и, главным образом, типом профессии в соответствии с предметом труда. Для специалистов профессий класса «человек-человек» коммуникация является главным средством профессиональной деятельности. Коммуникативный компонент общения реализуется в: правильной, эмоциональной, образной, стилистически маркированной речи; уместных мимике, жестикуляции, кинетике; многообразных речевых стратегиях и тактиках. В рамках интерактивного компонента применяется кооперативный, коммуникативно-поддерживающий стиль общения. У специалистов в сфере «человек-знак» и «человек-техника» недостаточно развиты коммуникативные компетенции, что проявляется низкой «эмпатичности» к собеседнику, недостаточном уровне вербальных и невербальных стратегий и тактик, низко развитой способностью к сотрудничеству и кооперации в общении. Таким образом, при рассмотрении разных подходов к пониманию коммуникативных способностей, можно утверждать, что успешность коммуникативного процесса обусловлено уровнем их развития. Главным образом, это связано с умением воспроизводить понятную для других людей речь, которая отвечает внешним условиям общения, адекватной реакцией на эмоциональные связи и специфику поведения, умением управлять процессом общения с таким расчетом, чтобы появляющиеся конфликты могли быть улажены мирным способом. Понимание специфики процесса общения и коммуникативных способностей, оказывает конструктивное воздействие на успешность коммуникации с окружающими людьми.

Авторы
Издательство
Научно-издательский центр "Империя"
Язык
Русский
Страницы
111-120
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Российский Университет Дружбы Народов
Ключевые слова
коммуникативная компетентность; коммуникации; профессия; коммуникативные способности
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/98793/
Поделиться

Другие записи