Эволюция трикстера в романе Ахмеда Саадави "Франкенштейн в Багдаде"

Предметом исследования является образ Хади Барышника, созданный пером современного иракского писателя Ахмеда Саадави в романе «Франкенштейн в Багдаде». Автора интересует, как выживают жители столицы Ирака условиях американской оккупации. На примере судеб багдадцев художник рисует картину нулевых годов. Описываются многочисленные взрывы на улицах и площадях Багдада и последствия, к которым они привели. Сравниваются условия жизни простых людей квартала Батавин и высокопоставленных чиновников правительственных ведомств. Людей из разных конфессий и социальных слоев объединяет фигура старьевщика Хади аль-Атака, который ходит по городу в поисках антиквариата, а по вечерам рассказывает занимательные истории в кофейне своего квартала. Являясь по своей сути трикстером, то есть вралем, пройдохой, шутом, старик Хади создает чудовище, которое борется с несправедливостью и мстит за смерти невинных, погибших в терактах. Используемые методы исторического и системного анализа, позволяют доказать, что в эпоху смены формаций роль трикстера усиливается и видоизменяется. Курсируя между добром и злом, Барышник помогает сглаживать конфликты и решать споры мирным путем. Несгибаемый оптимизм, способность выжить в любых условиях делают образ старьевщика ярким и незабываемым. Делается вывод, что из-за слома жизненных парадигм у трикстера появляется особая функция: он становится ведущим героем и спасает человечество от зла, выполняя христологическую роль. Следовательно, христологическая миссия трикстера-ведущего и составляет новизну исследования этого феномена. Беря на себя вину за преступления своего детища Безымяна (арабского Франкенштейна), жертвуя своей жизнью, Хади Барышник приносит в Багдад мир и стабильность уставшим от потрясений людям. Представляется важным открытие для читателей современных проблем и чаяний народа Месопотамии сквозь призму восприятия иракского писателя Ахмеда Саадави.

The subject of the study is the image of Hadi the Junkman, coined the modern Iraqi writer Ahmed Saadawi in the novel “Frankenstein in Baghdad” (2013). The author is interested how the residents of the Iraqi capital survive under American invention. The author presents the picture of the 2000-s years using the fate of the Baghdadis as an illustration. He describes numerous explosions in Baghdad and the consequences they had on its citizens future. The novelist compares the living conditions of ordinary people of the Batavia quarter and high-ranking government officials. The figure of a junk dealer Hadi al-Atak, who walks around the city in search of antiques and tells entertaining stories unites the people with different background. Being a trickster, a liar, or buffoon, old man has created an imaginary monster that fights against injustice and avenges the innocent people who died in terrorist attacks. The methods of historical and system analysis allow us to prove that in the era of formation change, the role of the trickster is becoming more important and modified. Shuttling between good and evil, the Junkman helps to smooth out conflicts and resolve disputes peacefully. Due to the breakdown of life paradigms, the trickster has a special function: he becomes the leading hero and saves humanity from evil, performing a Christological role. Taking the blame for the crimes of his brainchild “Whatsitsname” (Arab Frankenstein), sacrificing his life, the Hadi the Junkman brings peace and stability to the tired people of Baghdad.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа"
Номер выпуска
12
Язык
Русский
Страницы
21-28
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
RELIGIOUS tolerance; terrorist attacks; 'Arabic Booker'; trickster; Iraqi novel; Frankenstein; Baghdad of the 2000-s; Ahmed Saadawi; ARABIC literature; Christological role; арабская литература; Ахмед Саадави; Багдад 2000-х; франкенштейн; Иракский роман; трикстер; Арабский Букер; теракты; веротерпимость; христологическая роль
Цитировать
Поделиться

Другие записи