В основу работы положены результаты социологического исследования «Адаптация российских спортсменов по завершении спортивной карьеры: ожидания и возможности», проведенного сотрудниками МГУ и РУДН в 2022 г. Целью исследования был комплексный анализ мнений российских спортсменов об их планах после завершения активной спортивной карьеры, о возможности получения ими образования, переквалификации. В статье на примере полученной в ходе личных интервью информации анализируются основные потребности, возможности и ограничения, которые возникают у действующих спортсменов при завершении ими спортивной карьеры. Особенно остро данная проблема проявляется в текущей социально-политической ситуации, в которой находится Россия, когда завершение спортивной карьеры и уход из спорта становится для многих вынужденным и досрочным. В этой связи важным и зачастую определяющим, является слаженное взаимодействие и готовность основных социальных институтов оперативно реагировать на возникающие вызовы и предоставлять условия и возможности для сглаживания и оптимизации решения проблем. В качестве практических рекомендаций по совершенствованию процесса ресоциализации и адаптации спортсменов авторы предлагают ряд возможных мер, предпринимаемых со стороны высшей школы, которые будут направлены на решение этих проблем. Данная работа адресована широкому кругу читателей, всем, кто интересуется проблемами высшего образования, реакцией системы образования на современные системные вызовы и взаимодействием с другими социальными институтами общества.
The work is based on the results of a sociological study “Adaptation of Russian athletes at the end of a sports career: expectations and opportunities” conducted by the scholars of Moscow State University and RUDN in 2022. The purpose of the study was a comprehensive analysis of the opinions of Russian athletes about their plans after completing an active sports career, about the possibility of their education and retraining. Based on the personal interviews’ information, the article analyzes the basic needs, opportunities and limitations that arise for active athletes at the end of their sports career. This problem is especially acute in the current socio-political situation in which Russia finds itself, when the end of a sports career and retirement from sports becomes forced and earlier than expected for many. In this regard, an important and often decisive factor is the coordinated interaction and readiness of the main social institutions to respond promptly to emerging challenges and provide conditions and opportunities for solving these problems. As practical recommendations for improving the process of re-socialization and adaptation of athletes, the authors propose several possible measures that may be taken by the higher school, which will be aimed at smoothing these problems. This work is addressed to a wide range of readers, everyone who is interested in the problems of higher education, the reaction of the education system to modern systemic challenges and interaction with other social institutions, such as sports.