Статья посвящена историографическому анализу педагогической периодической печати церковного ведомства Российской империи конца XIX - начала XX веков. Нами были проанализированы такие издания, как журналы «Церковно-приходская школа», «Народное образование», «Божья Нива», «Западно-русская начальная школа», «Законоучитель»; а также «Циркуляр по духовно-учебному ведомству» и каталог «Листок Всероссийской церковно-школьной выставки». Методология исследования включает следующие методы: историко-системный, историографический (или контент-анализ) и историко-хронологический. Результаты исследования показали, что церковная печать стала неотъемлемой частью русской педагогической мысли, так как в журналах публиковали свои дидактические воззрения известные педагоги-методисты, такие как С.И. Миропольский, С.А. Рачинский, П.П. Мироносицкий и др. Также журналы стали платформой для публикации православно-русских педагогических идей многих священнослужителей Российской империи. Редакторами выступали признанные в мировом сообществе педагоги и священнослужители весьма высокого ранга. Издания были созданы в конце XIX и (большая часть) начале ХХ веков, но после социалистической революции 1917 года закономерно свернуты, так как большевистская коммунистическая идеология не подразумевала наличие какой-либо религии и ее влияние на светскую жизнь. Советские авторы подвергали весьма жесткой критике церковно-педагогические издания, некоторые редакторы журналов умерли во время следственных мероприятий (в частности, П.П. Мироносицкий).
The article is devoted to the historiographical analysis of the pedagogical periodical press of the church department of the Russian Empire of the late XIX - early XX centuries. The authors analyzed such publications as “Tserkovno-prikhodskaya shkola”, “Narodnoe obrazovanie”, “Bozh'ya Niva”, “Zapadno-russkaya nachal'naya shkola”, “Zakonouchitel'”; as well as “Tsirkulyar po dukhovno-uchebnomu vedomstvu” journals and “Listok Vserossiiskoi tserkovno-shkol'noi vystavki” catalog. The research methodology includes the following methods: historical-systemic, historiographical (or content analysis) and historical-chronological. The results of the study showed that the church press has become an integral part of russian pedagogical thought, since well-known methodist teachers, such as S.I. Miropolsky, S.A. Rachinsky, P.P. Mironositsky, and others published their didactic views in journals. The journals also became a platform for publishing Orthodox-Russian pedagogical ideas of many clergymen of the Russian Empire. The teachers and clergymen of very high rank recognized in the world community were the editors. The publications were created at the end of the XIX and (most of) the beginning of the XX centuries, but after the socialist revolution of 1917 they were naturally curtailed, since the Bolshevik communist ideology did not imply the existence of any religion and its influence on secular life. The soviet authors subjected the church-pedagogical publications to very harsh criticism, some editors of journals died during investigative measures (in particular, P.P. Mironositsky).