Историческая ретроспектива и перспективы развития экологического просвещения в России

В статье представлен аналитический обзор историко-педагогических предпосылок развития экологического просвещения в России на современном этапе. Авторы использовали проблемно-хронологический метод, который позволил рассмотреть логическое развитие проблемы экологического просвещения в период 1990-2020 гг. Рассуждая об историко-педагогических аспектах экологического просвещения, авторы учитывали нормативно-правовые основы, на которых оно было построено. Текст статьи содержит описание трёх хронологических периодов развития экологического просвещения в России с 1990 г. по 2020 г., выделение которых основано на анализе научной активности в исследовании эколого-просветительских вопросов, содержания экологического образования, используемых просветительских технологий. Анализ источников позволил авторам описать основные направления эколого-просветительской работы: формальное, неформальное и информальное образование. Отдельное внимание уделено обсуждению вопроса о соотношении основополагающих понятий «экологическое просвещение» и «экологическое образование» в научной литературе и нормативных источниках исследуемого периода. Авторы пришли к выводу о том, что отсутствие чётких подходов к определению понятий - «экологическое образование» / «экологическое просвещение» - отразилось и на размывании представлений о способах решения декларируемых в этой сфере задач, и об оптимальных инструментах, и о содержании работы. По мнению авторов, сложившиеся на рубеже XX-XXI вв. историко-педагогические предпосылки, повлиявшие на развитие экологического просвещения в России заключались в: определении нормативно-правовых основ экологического просвещения; формировании ключевых направлений его реализации; последовательной концептуальной трансформации идеи природоохранного просвещения в идею экологического образования для устойчивого развития; разработке дидактических основ экологического просвещения; накоплении богатого практико-ориентированного эколого-просветительского материала.

The article presents an analytical review of the historical and pedagogical prerequisites for the development of environmental education in Russia at the present stage. The authors used the problem-chronological method, which allowed us to consider the logical development of the problem of environmental education in the period 1990-2020. When discussing the historical and pedagogical aspects of environmental education, the authors took into account the legal framework on which it was built. The text of the article contains a description of three chronological periods in the development of environmental education in Russia from 1990 to 2020, the selection of which is based on the analysis of scientific activity in the study of environmental education issues, the content of environmental education, and the educational technologies used. The analysis of sources allowed the authors to describe the main areas of environmental education work: formal, non-formal and informal education. Special attention is paid to the discussion of the relationship between the fundamental concepts of "environmental education" and "environmental education" in the scientific literature and normative sources of the period under study. The authors came to the conclusion that the lack of clear approaches to the definition of concepts - "environmental education" / "environmental enlightenment" - was also reflected in the blurring of ideas about how to solve the problems declared in this area, and about the optimal tools, and about the content of the work. According to the authors, formed at the turn of the XX-XXI centuries. historical and pedagogical prerequisites that influenced the development of environmental education in Russia were: defining the legal framework for environmental education; formation of key directions for its implementation; consistent conceptual transformation of the idea of environmental education into the idea of environmental education for sustainable development; development of didactic foundations for environmental education; accumulation of rich practice-oriented environmental and educational material.

Авторы
Нестерова А.А.1 , Макаров М.И. 2
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Издательство Мир науки
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Статус
Опубликовано
Том
10
Год
2022
Организации
  • 1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет»
  • 2 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Ключевые слова
environmental education; directions of environmental education work; stages of development of environmental education; principles of environmental education; historical and pedagogical background; problem-chronological method; экологическое просвещение; направления эколого-просветительской работы; этапы развития экологического просвещения; принципы экологического просвещения; экологическое образование; историко-педагогические предпосылки; проблемно-хронологический метод
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/98215/
Поделиться

Другие записи

Гао Цзин
Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Кемеровский государственный институт культуры. 2022. С. 247-252