Статья отражает результаты исследования английской устной монологической речи (спонтанной и подготовленной), проведённого с позиций лингвистического и психолингвистического подходов путём апеллирования к принципам порождения речевого высказывания. В рамках контент-анализа выявляются языковые маркеры (повторы, анадиплоз, различные категории вопросов и т.д.), которые успешно реализуют изначальный замысел авторов представленных речевых актов, отличаясь полифункциональностью и способностью репрезентировать индивидуальную систему ценностей спикера. Целью исследования послужило выявление лексико-синтаксической специфики английской устной монологической речи. Научная новизна данного исследования заключается в комплексном анализе глубинных структур звучащего монолога, регулирование которых координируется языковыми единицами, обладающими квалитативными признаками выражения хезитации и интенции. В результате исследования было установлено, что механизмы порождения спонтанного и подготовленного монологического высказывания находят свое отражение в функционировании конкретных простых и сложных языковых единиц (лексических и синтаксических), которые, в свою очередь, репрезентируют содержание процесса речепорождения с учётом внутренних мотивов говорящего.
The article reflects the results of studying English oral monologue speech (spontaneous and prepared) conducted from the standpoint of linguistic and psycholinguistic approaches by appealing to the principles of generating a speech statement. Within the content analysis, it has been proved that the identified language markers (repetitions, anadiplosis, various categories of questions, etc.) successfully implement the original intention of the authors of the presented speech acts differing in multifunctionality and the ability to represent the speaker’s individual value system. The aim of the study was to identify the lexical and syntactic specificity of English oral monologue speech. The scientific novelty of this study lies in the analysis of the regulation of deep structures in a sounding monologue that is coordinated by language units with qualitative signs of expressing hesitation and intention. As a result, it has been found that the mechanisms of generating spontaneous and prepared monologue statements are reflected in the functioning of specific simple and complex language units (lexical and syntactic), which, in turn, represent the content of speech generation process considering the speaker’s internal motives.