Рассматривается вопрос о функционировании концептуальных метафор со сферой - источником «учение » в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» с позиций теории концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. При исследовании концептуальных метафор в данном произведении мы использовали общенаучные методы: описательный метод; метод систематизации материала; метод анализа и синтеза; математико-статистический анализ. Также мы апеллировали к специальным методам исследования: лингвокогнитивному анализу и методу стилистической интерпретации. Нами было установлено, что концептуальные метафоры со сферой-источником «учение» репрезентированы в комедии Д.И. Фонвизина в виде ряда метафорических выражений. Анализ метафорических выражений позволил выделить пять базовых концептуальных метафор, эксплицированных в текстовом пространстве рассматриваемого литературно-художественного произведения. Отмечена активизация следующих концептуальных метафор: « учение - это излишество », « учение - это унижение дворянской чести », «у чение - это притворство », « учение - это мучение », « учение - это путь к благонравию ». Сделан вывод, что непросвещенному дворянству свойственно представление об учении как об инструменте получения материальной выгоды, унизительной необходимости, воплощении страдания и опасности для ума. Истинно же образованное дворянское сословие видит в учении смысл лишь тогда, когда ему сопутствует добродетель.
The question of the functioning of conceptual metaphors with a sphere-the source of the TEACHING in the comedy of D.I. Fonvizin “Nedorosl” is considered from the standpoint of the theory of conceptual metaphor of J. Lakoff and M. Johnson. We have found that conceptual metaphors with the sphere-the source of the Teaching are represented in the comedy of D.I. Fonvizin in the form of a number of metaphorical expressions. The analysis of metaphorical expressions allowed us to identify 5 basic conceptual metaphors explicated in the text space of the literary and artistic work under consideration. We noted the activation of the following conceptual metaphors: “ Teaching is Excess ”, “ Teaching is the Humiliation of Noble Honor ”, “ Teaching is Pretense ”, “ Teaching is Torment ”, “ Teaching is the Path to Good Morals ”. We have come to the conclusion that the unenlightened nobility is characterized by the idea of teaching as a tool for obtaining material benefits, humiliating necessity, the embodiment of suffering and danger to the mind. A truly educated noble class sees meaning in teaching only when virtue accompanies it.