В статье рассматриваются основные стратегии анализа взаимосвязи государства и индивида. Показывается, что в современной социальной теории преобладают представления об искусственной и репрессивной природе государства, тогда как для классической философской мысли характерно принципиально иное понимание его происхождения и сущности. Автор анализирует основополагающие социально-философские концепции возникновения государства в аспекте взаимосвязи становления государственности с потребностями и интересами людей. Также рассматриваются современные подходы к анализу потребностей и интересов человека. Автором обосновывается фундаментальная роль биосоциальной потребности в безопасности в качестве одного из важнейших факторов становления и развития различных форм социальной организации, прежде всего, государства. Подчеркивается роль коммуникативных потребностей и интересов человека в процессе формирования устойчивого социального порядка. Делается вывод о том, что генезис и развитие государственной формы организации общественной жизни обусловлены потребностями индивида и отвечают его интересам.
The article discusses the main strategies for analyzing the state-individual relationship. It is shown that nowadays' social theory is dominated by the idea of the artificial and repressive nature of the state, while classical philosophical thought was characterized by a fundamentally different understanding of the essence of the state. The author analyzes the most influential socio-philoso- phical concepts of the emergence of the state in aspect of the interrelation between the forming of statehood and people's needs and interests. Different contemporary approaches to the analysis of human needs and interests are also considered. The fundamental role of the biosocial need for security as a leading factor in the emergence and development of forms of social organization including the state is substantiated. The role of one's communicative needs and interests in the process of formation of a stable social order is emphasized. The author draws the conclusion that the genesis and formation of the state as a form of organization of public life meets one's needs and interests.