Факторы, влияющие на приверженность и распространенность грудного вскармливания: результаты онлайн-опроса матерей в Российской Федерации (Часть 1)

Цели исследования: выявить причины недостаточной распространенности грудного вскармливания (ГВ), определить способы увеличения распространенности ГВ в РФ на основании данных, полученных в ходе онлайн-опроса матерей детей первых 6 месяцев жизни, проведенного в 2 этапа в 2020-2022 гг. Материалы и методы исследования: проведено поперечное кросс-секционное исследование в 2 этапа в 2020-2022 гг. Исследование прошло на территории РФ в виде онлайн-опроса матерей детей первых 6 месяцев жизни. В исследовании участвовала 1981 мать. Все участницы из разных возрастных групп проживают в городах от 100 тыс. населения до городов с населением более 1 млн человек. В ходе исследования были изучены факторы, влияющие на распространенность ГВ. Проведен анализ данных, касающихся социально-демографического статуса матерей, этапа их наблюдения во время беременности в женской консультации. Сбор данных, их последующую коррекцию, систематизацию исходной информации и визуализацию полученных результатов осуществляли в электронных таблицах Microsoft Office Excel (2016). Статистическую обработку результатов проводили средствами языка Питон (Python 3.8.). Результаты: было выявлено, что на распространенность исключительно ГВ наиболее значимое негативное влияние оказывал возраст матерей менее 20 лет (p=0,041 в сравнении с возрастом 26-30 лет), среднее и среднее специальное образование в сравнении с законченным высшим (р=0,012 и 0,021 соответственно), работа матери на полную ставку (р=0,001 в сравнении с матерями в декретном отпуске), семейный статус (для незамужних матерей в сравнении с замужними р<0,001), срок гестации 38-39 недель (р=0,032, 0,004 и 0,0038 в сравнении со сроками 39-40, 40-41 и 41-42 недели гестации соответственно), а также рекомендации на этапе женской консультации взять с собой в родильный дом детскую молочную смесь «на всякий случай» (р<0,001 в сравнении с отсутствием такой рекомендации). Заключение: приведены рекомендации, которые могут способствовать увеличению распространенности ГВ в РФ с учетом полученных в ходе опроса данных.

The purpose of the research was to identify the reasons for the insufficient prevalence of breastfeeding (BF), to determine the ways to increase the prevalence of BF in Russia based on the data obtained during an online survey of mothers of children in the first 6 months of life, which was conducted in two stages in 2020-2022. 1981 mothers from different age groups living in Russian cities with population from 100 thousand to 1 million and more participated in the study. Results: the most significant negative impact on the prevalence of exclusive breastfeeding (EBF) was the age of mothers of less than 20 years old (p=0.041 compared with mothers of 26 to 30 y/o), completed secondary education compared to higher education (p=0.012 and 0.021, respectively), mother’s fulltime employment (p=0.001 vs. mothers on maternity leave), marital status (for unwed mothers vs. married p<0.001), gestational age 38 to 39 weeks (p=0.032, 0.004 and 0.0038 compared with 39 to 40, 40 to 41, and 41 to 42 weeks of gestation, respectively), as well as recommendations at the stage of antenatal consultation «to take infant formula with you» to the maternity hospital, «just in case» (p<0.001 compared to no such recommendation). Conclusion: recommendations are given that can contribute to an increase in the prevalence of BF in Russia taking into account the data obtained during the survey.

Авторы
Украинцев С.Е. 1, 2 , Овсянников Д.Ю. 1 , Щепкина Е.В.3, 4
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
57-64
Статус
Опубликовано
Том
101
Год
2022
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов
  • 2 ООО «Нестле Россия»
  • 3 ФГБОУ ВО РАНХиГС при президенте РФ
  • 4 ООО «Техдепартамент»
Ключевые слова
breastfeeding; BF; Ebf; prevalence; reasons for underprevalence; survey; mothers; грудное вскармливание; распространенность; причины недостаточной распространенности; опрос; матери
Цитировать
Поделиться

Другие записи