Целью исследования стал анализ российской практики оценки цифровой компетентности государственных служащих и обоснование предложений по совершенствованию подходов к оценке и развитию изучаемых компетенций. В статье представлен анализ существующих требований к компетентности гражданских служащих России, закрепленных официально, и выявлено соответствие таких требований текущим и перспективным направлениям деятельности государственных органов и развитию современного общества в условиях цифровой трансформации. Авторами исследовались подходы к формированию и применению моделей цифровой компетентности гражданских служащих, в том числе на основе анализа содержания должностных регламентов. В ходе исследования был сделан вывод, что в органах исполнительной власти в отношении содержания квалификационных требований сложилось достаточное единообразие подходов, что предопределено исполнением методического инструментария Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, но профессиональные знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий, по сути, дублируют базовые квалификационные требования и не отражают специфики применения информационно-коммуникационных технологий в различных отраслях, а также дифференциации функционала служащих в зависимости от категорий и групп должностей. Авторами обосновываются предложения в отношении формирования модели цифровой компетентности, а именно - необходимость учета деления требований на базовые и профессиональные, отражение дифференциации по категориям и группам должностей гражданской службы.
The purpose of the study is to analyze the Russian practice of assessing the digital competence of civil servants and substantiate proposals for improving approaches to assessing and developing the competencies under study. The article presents an analysis of the existing requirements for the competence of Russian civil servants, officially fixed and the compliance of such requirements with the current and promising areas of activity of state bodies and the development of modern society in the context of digital transformation. The authors studied approaches to the formation and application of civil servants’ digital competence models, including on the basis of the job regulations content analysis. In the course of the study, the authors conclude that there is sufficient uniformity of approaches in the executive authorities regarding the content of qualification requirements, which is predetermined by the implementation of the methodological tools of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. But professional knowledge and skills in the field of information and communication technologies, in fact, duplicate the basic qualification requirements and do not reflect the use of information and communication technologies specifics in various industries and the differentiation of employees’ functionality depending on categories and groups of positions. The authors substantiate proposals regarding the formation of a model of digital competence, namely, the need to take into account the division of requirements into basic and professional ones, the reflection of differentiation into categories and groups of civil service positions.