В статье рассматривается функциональная роль методического подхода при формировании исследовательской компетентности. Авторы поясняют, что является методическим подходом и что отражается в нем, затрагивается вопрос о главных характеристиках, свойственных этому подходу. Описываются функции методического подхода, а именно: прогностическая, гносеологическая, технологическая, концептуальная, исследовательская и дается краткое описание. Существует множество методических подходов и каждый из них заслуживает особого внимания: культурологический, антропологический, формирующий, биогенетический, герменевтический. Подробно в статье описывается формирующий подход. Он определяет траекторию обучения через раздаточный материал, тренировку упражнений и воспитательное воздействие на каждого обучающегося через пояснение нового материала. Приводятся последовательно упражнения, которые должны быть во время урока. Авторы знакомят с этапами освоения нового материала, подкрепляя теорию практикой. В педагогике и методике существует интеграция теории и практики, науки и исследований; именно такое взаимодействие и определяет пути, формы, способы, условия, задачи, принципы и механизмы решения педагогических задач; методология в свою очередь обеспечивает понимание целесообразности применения данных методических инструментов. Окончательный выбор подхода всегда остается за преподавателем, который знает свой предмет, методику, умеет гармонично сочетать теорию с практикой и придерживается индивидуального подхода к обучающимся. Частой практикой является грамотное совмещение нескольких подходов, каждый их которых направлен на развитие сильных сторон обучающихся, максимальное раскрытие их потенциала при минимальном количестве негативных факторов, отражающихся не только на процессе обучения, но и на поведении в целом. Взаимодействие преподавателя и обучающегося, правильно подобранная методика, условия обучения, правильно поставленные цели и задачи помогают расти над собой и усовершенствовать знания, навыки и умения.
The article considers the functional role of the methodological approach in the formation of research competence. The authors explain what is a methodological approach and what is reflected in it, the question of the main characteristics inherent in this approach is raised. The functions of the methodological approach are described, namely: prognostic, epistemological, technological, conceptual, research, and a brief description is given. There are many methodological approaches and each of them deserves special attention: culturological, anthropological, formative, biogenetic, hermeneutic. The article describes in detail the formative approach. He determines the trajectory of learning through a handout, training exercises and educational impact on each student through the explanation of new material. The exercises that should be performed during the lesson are given sequentially. The authors introduce the stages of mastering new material, reinforcing the theory with practice. In pedagogy and methodology, there is an integration of theory and practice, science and research; it is this interaction that determines the ways, forms, methods, conditions, tasks, principles and mechanisms for solving pedagogical problems; methodology, in turn, provides an understanding of the expediency of using these methodological tools. The final choice of approach is always left to the teacher who knows his subject, methodology, is able to harmoniously combine theory with practice and adheres to an individual approach to students. A common practice is the competent combination of several approaches, each of which is aimed at developing the strengths of students, maximizing their potential with a minimum number of negative factors that affect not only the learning process, but also behavior in general. The interaction of the teacher and the student, the right methodology, learning conditions, correctly set goals and objectives help to grow above themselves and improve knowledge, skills and abilities.