В статье рассматривается роль религии в формировании социетальной безопасности трех стран Африки - Кот-д’Ивуара, Ганы и Габона. Автор сосредоточила внимание на соотношении меры значимости собственно африканских религиозных традиций, христианства и ислама в поисках политическими элитами этих стран постколониальной национальной идентичности. На основе анализа историографических источников авторы выявляют специфику влияния религии на социетальную безопасность: в Кот-д’Ивуаре религиозное насилие стало итогом политического манипулирования религиозными убеждениями разных групп населения, что разрушило социетальную безопасность; в Гане религиозного раскола не произошло потому, что государство сделало акцент на гражданской идентичности, это стабилизировало безопасность общества; в Габоне политизация религии превратила главу государства в «сверхъестественное существо», что обесценило социетальную безопасность. Интерпретация результатов проведенного автором эмпирического исследования позволила сделать выводы о том, что в Кот-д’Ивуаре и особенно в Габоне роль религии в обществе более значима, чем в Гане. В этой стране готовность граждан сменить религию прямо коррелирует с отсутствием ощущения «африканскости» исповедуемой религии. Несмотря на различия контекста политической и культурной жизни рассматриваемых стран, ни в одной из них традиционная религия не смогла стать драйвером политических изменений, но везде оказывалась их катализатором. В контексте формирования национальной идентичности религия в африканских обществах чаще всего выступает не как примордиальный фактор гражданского конфликта, а как фактор мотивирующий, ситуативный, ассоциируемый с общинным насилием.
The article examines the role of religion in the formation of societal security in three countries of Africa - Ivory Coast, Ghana and Gabon. The authors focused on the correlation of indigenous African traditions, Christianity and Islam in the political elites’ search for a post-colonial national identity. The authors identify religion’s various relations to societal security. In the Ivory Coast, religious violence was the result of political manipulation of religious beliefs of different groups, which has blown up societal security. In Ghana, the society was not religiously split because the state emphasized civic identity, which stabilized the security. In Gabon, the politicization of religion turned the head of state into a “supernatural being", which devalued societal security. The authors show that in Ivory Coast, and especially in Gabon, the role of religion in society is more significant than in Ghana. Despite the contextual differences in the political and cultural spheres of the countries under study, none of them could have traditional religion as a driver of political change, but everywhere it has proved to be a catalyst for it. In the context of the formation of national identity, religion in African societies most often appears not as a primary factor of civil conflicts, but as a motivating, situational factor associated with communal violence.