После терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке задача отмежеваться от экстремизма и терроризма внутри Саудовской Аравии и вне её стала необходимой для правящей монархии Саудидов и для ваххабитской корпорации. Начался краткий период поверхностной «либерализации»: относительная свобода СМИ, частичные муниципальные выборы, организация национальных диалогов, осуществление частичных реформ академических и учебных программ. Проправительственные «либералы» в своих посланиях руководству требовали создания «государства институтов», подразумевая конституционную монархию, в которой исламисты заняли бы более сильные позиции. Приостановка «либерализации» сопровождалась репрессиями и арестами. Арабская весна в основном миновала королевство. Правительство сбило недовольство многомиллиардными социальными программами и уступками в расширении прав женщин, сменой состава Консультативного совета, но продолжало репрессии против политической оппозиции и движения шиитов в Восточной провинции. «Братья-мусульмане» были объявлены террористической организацией, а государственный переворот в Египте против президента - представителя этой организации - был поддержан королевством в финансовом и политическом отношении. Временное усиление «Аль-Каиды» в Ираке и Сирии перебросило террористическое движение в королевство, но его чрезвычайная жестокость оттолкнула массы, облегчила его подавление и фактически усилила режим. На региональном уровне шиитско-суннитские противоречия переросли в «холодную войну» между Саудовской Аравией и Ираном. К концу правления короля Абдаллаха в 2015 г. Саудовская Аравия стала весомым игроком на международном уровне в области нефти, нефтехимии, финансов. Но сохранение архаических социально-политических отношений создавало угрозу внутренней стабильности и требовало серьезных реформ.
In the aftermath of the September 11 attacks, the task to separate itself from extremist and terrorist activities became urgent for the Saudi government and the Wahhabi corporation. The period of liberalization started: freedom of the media was declared, national dialogues were promoted, some academic and school programs were changed. Pro-government “liberals” started a discussion about the establishment of “a state of institutions” (i.e., a constitutional monarchy). “Liberalization” was short-lived and new repressions began. The Arab Spring practically did not come to Saudi Arabia. The government could calm down possible unrest by generous multi-billion social measures and concessions in the sphere of women’s rights. But at the same time the suppression of organized opposition continued. The “Muslim Brothers” were officially designated as a terrorist organization. A coup d’état in Egypt against the rule of the “Muslim Brothers” was welcomed by Riyadh, and the new military government in Cairo received financial and political support from the kingdom. A temporary strengthening of Al-Qaeda in Iraq and Syria shifted the terrorist activity across the border. On the regional level, Sunni-Shiah contradictions engendered a cold war between Iran and Saudi Arabia. At the end of King Abdullah’s rule, the country already was an important international actor in the field of oil, petrochemicals, and finances. But its archaic socio-political system became a danger to internal stability and economic development. The situation demanded serious reforms.