Актуальность исследования определяется необходимостью анализа опыта цифровой трансформации системы высшего образования России, вызванного переходом на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19. В статье анализируются ресурсные возможности студентов для обучения в дистанционном формате (наличие смартфона, ноутбука, стационарного компьютера, планшета, устойчивого выхода в Интернет), их навыки и компетенции по работе в цифровой среде, а также готовность российских вузов к цифровым трансформациям как современным реалиям функционирования системы образования. Основой анализа послужили данные количественных социологических исследований, проведённых авторами в 2020 и 2021 годах «Особенности организации обучения студентов вузов России в период ограничений в связи с пандемией COVID-19». Обработка первичных данных проводилась в функциональной среде IBM SPSS Statistics 25. Результаты представлены методами описательной статистики; проведённым углублённым анализом эмпирической информации, реализованным многомерными методами аналитической статистики, включая критерий значимости χ2 и процедуры факторного и корреляционно-регрессионного анализа. Для преодоления цифрового разрыва между возможностями студентов и требованиями образовательного процесса предложены следующие шаги: разработка цифровой дидактики, использование современного программного обеспечения и методического сопровождения процесса обучения. Эти шаги должны способствовать обеспечению качества образования в удалённом формате и формированию понимания неизбежности внедрения цифровых технологий в систему образования. Инструментарий исследования может быть использован при анализе особенностей функционирования высшей школы в кризисных условиях.