Авторами представлена оценка эффективности общественных обсуждений в качестве потенциального инструмента для реализации целей и задач стратегической экологической оценки в Российской Федерации. Рассмотрена практика применения стратегической экологической оценки как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Оценка проводилась на основе анализа 24 протоколов общественных обсуждений в 10 административных округах Российской Федерации. Предложенный для анализа подход выявит уровень развития гражданского общества и общественных инициатив в вопросах обустройства регионов, определит осведомленность общественности о возможностях регулирования условий и качества жизни населения. Получены ответы на поставленные в ходе проведения оценки (степень заинтересованности общественности в участии в общественных обсуждениях, посещаемость и состав участников). В результате проделанной работы были сформулированы выводы о неэффективности нынешней системы проведения общественных обсуждений в качестве инструмента для реализации стратегической экологической оценки в Российской Федерации, предложены методы ее оптимизации и адаптации для увеличения степени влияния общественности на итоговый результат и повышения заинтересованности общественности в принятии ключевых управленческих решений. Выявлена проблематика стратегической экологической оценки в целом. Рассмотрен зарубежный опыт проведения стратегической экологической оценки. Рассмотрены и проанализированы существующие механизмы интеграции общественности в процесс согласования проектной документации. Выявлены закономерности географического распределения интересов общественности - интересы присутствующих напрямую связаны с общим уровнем социально-экономического развития региона и диктуются его актуальными социальными запросами. Определены социокультурные проблемы в контексте изучаемой проблемы, обозначены преобладающие тенденции в нормативно-правовой базе общественных обсуждений.
The authors present an assessment of the effectiveness of public discussions as a potential tool for implementing the goals and objectives of strategic environmental assessment in the Russian Federation. The practice of applying strategic environmental assessment both on the territory of the Russian Federation and abroad is considered. The assessment was based on the analysis of 24 minutes of public discussions in 10 administrative districts of the Russian Federation. The approach proposed for analysis will reveal the level of development of civil society and public initiatives in the development of regions, determine public awareness of the possibilities of regulating the conditions and quality of life of the population. Answers were received to the questions posed during the evaluation (the degree of public interest in participating in public discussions, attendance and structure of participants). As a result of the work done, the ineffectiveness of the current system of conducting public discussions as a tool for implementing strategic environmental assessment in the Russian Federation, methods of its optimization and adaptation were proposed to increase the degree of public influence on the final result and increase public interest in making key management decisions was assessed. The problems of strategic environmental assessment in general have been identified. The foreign experience of strategic environmental assessment is considered. The existing mechanisms of integration of the public into the process of approval of project documentation are considered and analyzed. The patterns of geographical distribution of public interests are revealed - the interests of those present are directly related to the overall level of socio-economic development of the region and are dictated by its current social needs. The socio-cultural problems in the context of the studied problem are identified, the prevailing trends in the regulatory framework of public discussions are identified.