Анализируется влияние «шиитского фактора» на общественно-политическую жизнь Нигерии, в которой в последние несколько десятилетий наблюдается феномен трансформации религиозного (исламского) поля за счет растущего разнообразия течений и сект. Возникновение новых общин способствует радикализации исламистского дискурса в Нигерии и обострению межобщинных противоречий (между суфиями и салафитами, салафитами и шиитами). Авторы выявляют предпосылки и причины роста числа последователей шиитского ислама в Нигерии преимущественно среди народности хауса, особенности политических движений с шиитской идеологией, а также роль Нигерии в глобальном саудовско-иранском противостоянии. Авторы прибегли к бихевиоралистскому подходу и сравнительно-сопоставительному анализу социальной базы шиитской организации «Исламское движение Нигерии» и салафитской «Джама ‘ ат иза-ла аль-бид‘а ва икамат ас-Сунна» («Общество искоренения нововведений и внедрения Сунны»). Выявлено, что ключевой причиной радикализации нигерийских мусульман (проживающих преимущественно на севере страны) стало проникновение в страну чуждых идеологий - радикального салафизма и политических аспектов шиитского ислама. Это стало следствием попадания Нигерии в фокус Эр-Рияда и Тегерана, которые борются за лидерство в «мире ислама». Установлено, что в случае Нигерии Иран уступает Саудовской Аравии, обладающей более значительными финансовыми возможностями и сетью неправительственных ассоциаций и фондов, которые содействуют реализации интересов официального Эр-Рияда в Западной Африке. Одной из ключевых сфер, где разворачивается саудовско-иранское противостояние за умы и сердца мусульман Нигерии, является исламское образование.
The article analyzes the influence of the Shi‘a factor on public and political life of Nigeria, the state in which the phenomenon of transformation of the religious (and more specifically, Islamic) field has been observed in the past few decades due to the growing diversity of movements and sects. In turn, the emergence of new communities contributes to the radicalization of the Islamist discourse in Nigeria and the exacerbation of intercommunal contradictions (between Sufis and Salafis, Salafis and Shiʻites). The authors identify the prerequisites and reasons for the growth in the number of followers of Shi‘a Islam in Nigeria, mainly among the Hausa people, features of political movements with Shi‘a ideology, as well as the role of Nigeria in the global Saudi-Iranian confrontation. The authors resorted to a behavioral approach and comparative analysis of the social base of the Shi‘a organization Islamic Movement of Nigeria and the Salafi Jamaʻat Izala al-Bidʻa wa Ikamat al-Sunna (Society for the Eradication of Innovation and Implementation of the Sunna). It was revealed that the key reason for the radicalization of Nigerian Muslims (living mainly in the north) was the penetration of alien ideologies into the country - radical Salafism and the political aspects of Shi‘a Islam. This was a consequence of Nigeria falling into the focus of Riyadh and Tehran, which arefighting for leadership in the Islamic world. It was established that in the case of Nigeria, Iran is inferior to Saudi Arabia, which has more significant financial capabilities and a network of non-governmental associations and foundations that promote the interests of official Riyadh in West Africa. One of the key areas where the Saudi-Iranian confrontation for the “minds and hearts” of Nigerian Muslims is unfolding is Islamic education.