Автостереотипы в немецкой прессе

Взаимодействие между народами строится на общепризнанных образцах-стереотипах. Стереотипы, будучи обобщениями социального опыта представителей определенной лингвокультуры, когнитивными образцами для категоризации мира, упрощенными схемами, помогающими ориентироваться в мире и и социуме, бытуют в самых разных сферах общественной практики. Объектом стереотипов являются люди, их поведение, черты характера, артефакты и события. В структуре этнического стереотипа выделяются автостереотипы и гетеростереотипы. В автостереотипах проявляется стремление внести в их содержание представление об идеале собственного этноса, подчеркнуть наиболее самобытные качества национального характера. В настоящей статье представлены результаты исследования актуализированных в дискурсе современной немецкой прессы стереотипных представлений немцев о себе самих. Анализ эмпирического материала показал, что для изображения своей страны в немецкой прессе используется определенный набор систематически повторяющихся тем, обращение к которым обусловлено стереотипизированными представлениями о немецкой действительности. Было установлено, что автостереотипы немцев носят преимущественно позитивный характер и их активизация в рамках идеологической деятельности СМИ способствует формированию массовой позитивной самоидентичности населения, особенно молодого поколения.

Autostereotypes in the German press

Interaction between peoples is based on generally recognized patterns-stereotypes. Stereotypes, being generalizations of the social experience of representatives of a particular linguistic culture, cognitive models for categorizing the world, simplified schemes that help you navigate the world and society, exist in various spheres of public practice. The object of stereotypes is people, their behavior, character traits, artifacts and events. In the structure of the ethnic stereotype, autostereotypes and heterostereotypes are distinguished. Autostereotypes show a desire to introduce into their content an idea of the ideal of one's own ethnic group, to emphasize the most original qualities of the national character. This article presents the results of a study of the stereotypical ideas of Germans about themselves which are actualized in the discourse of the modern German press. The analysis of empirical material has shown that the German press uses a certain set of systematically repeated topics to portray their country, the appeal to which is due to stereotyped ideas about German reality. It was found that autostereotypes of Germans are mostly positive and their activation in the framework of ideological activities of the media contributes to the formation of a mass positive self-identity of the population, especially of the younger generation.

Авторы
Издательство
РУДН
Язык
Русский
Страницы
116-123
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
linguoculture; autostereotype; ethnos; worldview; лингвокультура; автостереотип; этнос; картина мира
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Лихолетова Л.
Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: материалы докладов и сообщений Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Москва, 20 апреля 2022 г.. РУДН. 2022. С. 123-129