Актуальность. Для государства Афганистан на протяжении долгого времени была характерна«политическая мозаика», состоящая из разных противоборствующих сил, которые всегда стремились усилить свое влияние в стране. Ситуация в стране продолжает оставаться тяжелой. Необходимо искать точки соприкосновения и налаживать диалог с властью Афганистана для сдерживания дальнейших угроз терроризма и распространения наркотических средств по миру.Целью настоящей статьи является освещение феномена «политической мозаики» на территории Афганистана, наличие которого, в свою очередь, усугубляет ситуацию безопасности в стране, а также описание попыток России по инициированию мирных переговоров с властями Афганистана.Задачи: дать краткую характеристику движению Талибан и перечислить исторические сведения о переходе к постталибскому правлению в этом государстве; охарактеризовать период постталибского правления; провести анализ отношений России и постталибского Афганистана.Методология. При написании работы были использованы общенаучные методы: исторический и логический, теоретический и эмпирический, индуктивный и дедуктивный, сравнительный. Из частнонаучных методов в работе были использованы такие методы, как системный, логико-юридический и сравнительно-правовой.Результаты. В статье изучены исторические предпосылки оформившейся государственности Афганистана в постталибский период. Внимание также уделено феномену движения талибов и их влиянию, оказываемому на современный Афганистан, а также был затронут вопрос о падении Талибана и дальнейшей судьбе талибов, мигрировавших за пределы государства. Освещены вопросы двусторонних отношений России и Афганистана и проведен сравнительный анализ таких отношений в период правления талибов и после их ухода из страны, а также на современном этапе развития международных отношений.Выводы. Даже на сегодняшний день Россия продолжает участвовать посредственно в мирном процессе по Афганистану. Представляется, что политика России по отказу от активных боевых действий и непосредственного вовлечения в конфликт и отказу от поддержки террористов оказался наиболее мудрым и выверенным стратегическим расчетом из всех возможных. Независимо от исхода конфликта Россия сохранит возможность оказывать содействие в мирном процессе и продолжит оставаться посредником, к которому противоборствующие силы смогут обратиться.
Relevance. The state of Afghanistan has long been characterized by a "political mosaic" of different opposing forces that have always sought to increase their influence in the country. The situation in the country remains difficult. It is necessary to find common ground and establish a dialogue with the authorities of Afghanistan to contain further threats of terrorism and the spread of narcotics around the world. The purpose of this article is to highlight the phenomenon of "political mosaic" on the territory of Afghanistan, the presence of which, in turn, exacerbates the security situation in the country, and to describe Russia's attempts to initiate peace talks with the Afghan authorities. Objectives. To give a brief description of the Taliban movement and list historical information about the transition to post-Taliban rule in this state; to characterize the period of post-Taliban rule; to analyze relations between Russia and post-Taliban Afghanistan.Methodology. In writing the work, general scientific methods were used: historical and logical, theoretical and empirical, inductive and deductive, and comparative. Among the specific scientific methods such methods as systematic, logical-legal and comparative-legal methods were used in work. Results. In the article the historical preconditions of Afghanistan's statehood in the post-Taliban period were studied. Attention was paid to the phenomenon of Taliban movement and their influence on modern Afghanistan; the question of Taliban's fall and the fate of Taliban who migrated outside the state was also touched upon. The issues of bilateral relations between Russia and Afghanistan have been covered and a comparative analysis of such relations during the Taliban's rule and after their departure from the country, as well as at the present stage of development of international relations has been made.Conclusions. Even today, Russia continues to mediate in the Afghan peace process. It seems that Russia's policy of refraining from military action and direct involvement in the conflict and from supporting terrorists has proven to be the wisest and most strategic choice available. Regardless of the outcome of the conflict, Russia will retain the ability to assist in the peace process and will continue to be a mediator that the opposing forces can turn to.